Асаи́нов Жабарка́н
|
|
Жабарка́н
Асаи́нов родился в ноябре 1919 года в бедной
казахской семье в одном из
аулов Акмолинской области Республики Казахстан. Родители были
чабанами, вели кочевой образ жизни.
Трудовую деятельность начал в 1939 году в
колхозе «Красный пахарь» Астраханского района, потом работал на строительстве
железной дороги Акмолинск — Карталы.
В 1940 году Жабарка́н был призван на срочную службу в
Красную Армию. Во время Великой Отечественной войны служил путейцем в 81-м путевом
железнодорожном батальоне 10-й железнодорожной бригады, где продолжил
совершенствовать знания и сноровку путейца.
Участник Великой Отечественной войны с
первых ее дней. На одной из станций во время восстановления железнодорожных
путей получил ранение. После госпиталя был направлен в стрелковую часть на Калининский фронт, стал разведчиком. О боевых
подвигах красноармейца Асаинова неоднократно писала
фронтовая газета. В одном из боев он гранатами подавил вражескую пулеметную
точку, был ранен. Подлечившись вернулся в свою часть,
продолжал участвовать в рейдах разведчиков: лично захватил важного «языка», в
рукопашной схватке уничтожил 5 гитлеровцев. В феврале 1943 году был награждён
Орденом Красной Звезды за участие в одном из сражений, во время которого
получил второе ранение. Вылечившись после ранения, был направлен на службу по
своей прежней профессии в железнодорожные войска. Вернулся в 81-й отдельный
строительно-путевой железнодорожный батальон, в котором еще до войны принимал
присягу. Был назначен командиром отделения. С этой частью прошел до конца
войны.
При восстановлении стальных магистралей в
сложной боевой обстановке ефрейтор Асаинов не раз
проявлял мужество и трудовой героизм, в три-четыре раза перекрывал норму
выработки , личным примером увлекал бойцов на
выполнение боевых задач.
Так, в 1943 году Жабарка́н сопровождал железнодорожный состав.
Во время бомбардировки вражеской авиацией отцепил горящие вагоны, сохранив от
пожара остальной состав поезда. В 1943 году был удостоен звания Героя
Социалистического Труда «за особые заслуги в обеспеченности перевозок для
фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении
железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».
После войны, не имея даже начального
образования, пытался поступить на учёбу в Краснознамённое училище железнодорожных
войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе. В 1946 году демобилизовался и
поселился в Алма-Ате, где устроился на работу на одно из городских транспортных
предприятий.
Скончался в 1963 году в Алма-Ате.
Награды