Л.М. Брайко
Алонка, Алонка…
Военным
железнодорожником я стал почти в 27 лет,
когда в военкомате предложили отслужить два года, как окончившему
когда - то военную кафедру при техническом вузе. Военная и гражданская специальность
моя не была связана
с ЖДВ, о направлении в которые
я узнал за месяц до призыва. И уже в управлении корпуса в Чегдомыне выбрал из
предложенных мест станцию Алонка.
Отчетливо
запомнилось, как убывая
на службу из Москвы 6 ноября 1981 года термометр на вокзале показывал ноль градусов,
а когда через неделю приехал в Чегдомын
было минус 25. До Алонки добирался тоже поездом «Спутником» - один
общий вагон и маневровый тепловоз. По дороге познакомился с офицерами из Алонки, которые по приезду помогли устроиться в гарнизонную
гостиницу, поскольку была уже ночь. Ну а
утром - в часть, представление командиру части, устройство в общежитие и
прочее. А уже через несколько дней был на трассе - в то время наш батальон
механизации заканчивал работу на перегоне рзд. Иса – ст. Федькин Ключ. Многим это место известно по
"петле", поскольку из-за сложных горно-геологических условий,
связанных с перепадом высот почти на 80м, была сделана многокилометровая
развязка вокруг сопки.
К концу
1981г. рельсы были уложены до ст. Февральск и по
уложенному железнодорожному пути был завезен необходимый запас стройматериалов и топлива.
Потом на несколько месяцев путь на "петле" частично был разобран и практически
до весны батальоны механизации доводили профили
выемок до проектных отметок. Ну а далее
были полевые городки возле Утиного, Меунчика, Дугды.
Как и
большинство двухгодичников семью в те края не привозил. Хорошо еще, что первый отпуск
был большой, а второй и вовсе совместили с увольнением. Некоторые двухгодичники
к моменту призыва успели отслужить срочную кто год, а кто и все два, но в те годы многие
мои сверстники прошли через службу кто в Афганестане,
кто в европейской части, а кто-то, как
я, на великой стройке-
БАМ.
Выпускники
же железнодорожных вузов фактически все прошли через БАМ. Для меня Алонка считалась только местом, где находился штаб моего мехбата и управления бригады и местом, куда я приезжал на выходные раз в
месяц-полтора - остальные месяцы проходили на трассе. Хорошо отложилось в
памяти, строительство поселков Новый Ургал, Февральск,
Этыркен, Новой Алонки.
Через полгода после
увольнения из теленовостей узнал о стыковке двух корпусов на восточном участке
БАМ на разъезде Мирошниченко и очень был рад успехам военных железнодорожников,
понимая, что в этой стыковке есть частичка и моего труда.
Находясь в запасе дважды
призвался на военные сборы в Ленинградской области. Однако такой романтики как
служба в железнодорожных войсках в 1ождбр уже не чувствовалось.
Второй раз
"вернулся" на БАМ в 2007 году, когда окунулся в социальные сети, в
которых к этому периоду мало-помалу начала восстанавливаться история великой стройки.
Вполне естественно, что многие благодаря интернету восстановили утраченные
временем связи с сослуживцами, коллегами по работе, а школьники с
одноклассниками.
Вскоре и я
смог найти и увидеть сослуживца по своему батальону Анатолия Юнчица, затем солдата из моей роты Николая Белякова - к
великому сожалению уже ушедших из жизни. Через интернет, а потом и очно встретился
с бывшими сослуживцами Николаем
Зайцевым, Николаем Смирягиным, Игорем Клименко,
Сергеем Ермаковым, гражданскими строителями Иваном Павловым, Виктором Усачёвым,
Владимиром Анашенковым.
Хорошей традицией
стали встречи бамовцев и их детей в апреле и октябре в Москве. Подобные встречи
периодически проводят и бамовцы в Санкт-Петербурге.
В Москве на таких встречах
среди гражданских строители БАМа и бывших воинов железнодорожников, периодически бывают известные всем Герои Социалистического
труда Феликс Ходаковский, Александр Бондарь. А
в Санкт-Петербурге случайно встретил Леонида Нечипорука(автора песни про Алонку) и его супругу Людмилу.
Несмотря на
то, что в интернете вокруг темы истории
БАМа есть и много, мягко говоря, "мусора", в тоже время благодаря
сети интернета появилось не мало книг о БАМе, написанных
и изданных самими бамовцами. Например: А.Подзарей
"Мы строили БАМ не в белых перчатках" в 2 ч.- о тоннельщиках, А.Пинчук и Г.Муштай - целая серия
книг, включающих и воспоминания десятков бамовцев воинов железнодорожников, А.Кошкин "Герой своего времени" и "Я так
жил".
Среди историко –научных произведений я
бы выделил книгу А.П..Иванова
«Даешь, БАМ! Летопись строительства», в которой достаточно досконально
рассмотрена история строительство магистрали, с большой достоверностью
представлены события и действующие лица и с хронологической достоверностью
приведены отдельные значимые исторические факты начиная с начала 30-х и
до середины 90-х г.г. В этом произведении собраны в едино, события, как малоизвестные,
так и вовсе неизвестные широкому кругу читателей. И это на мой взгляд правильно, поскольку люди должны
знать, что помимо героизма, гигантских материальных, финансовых и иных
ресурсов, в эту магистраль было вложено самое дорогое, что может быть - это
человеческие жизни. В книге художественно показаны две совсем разные
стройки разделенные десятилетиями, которые не идут ни в какое сравнение друг с
другом, по многим параметрам, но в итоги - это все-таки звенья одной цепи.
Не очень
многим пока известна уникальная "Энциклопедия БАМа в миниатюрах",
автора и издателя Сергея Коробова из г. Иркутска.
Все это я
перечисляю к тому, что как видите бамовцы (а бывших не
бывает) и сейчас сами устраивают свою судьбу, занимают активную жизненную
позицию, пишут стихи, книги, картины,
помогают и поддерживают друг друга.
Пока
"небамовцы" решают придуманный самими же
ребус: "БАМ - дорога в никуда?" и о нем написана когда-то всего одна
пьеса - БАМ пережил лихие 90-е и сейчас оказался
подарком из советского прошлого, помогая, как и было изначально задумано,
осваивать Дальний Восток.
Можно не сомневаться, что
"осваивать" кинутся и наши творческие силы - если им подскажут...
На встрече в честь 40- летия БАМ . Второй слева – Герой соц.
труда Бондарь А. во втором ряду – Брайко Л.
Капитан в отставке Леонид Мефодьевич Брайко