ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ

Л.М. Брайко

    Алонка, Алонка

 

     Военным железнодорожником я стал  почти в 27 лет, когда в военкомате предложили отслужить два года, как окончившему когда - то военную кафедру при техническом вузе. Военная и гражданская специальность моя не была связана
с ЖДВ, о направлении в которые я узнал за месяц до призыва. И уже в управлении корпуса в Чегдомыне выбрал из предложенных мест станцию Алонка.
     Отчетливо запомнилось,  как убывая на службу  из Москвы  6 ноября 1981 года  термометр на вокзале показывал ноль градусов, а когда через неделю приехал в Чегдомын  было минус 25. До Алонки  добирался тоже поездом «Спутником» - один общий вагон и маневровый тепловоз. По дороге познакомился с офицерами из Алонки, которые по приезду помогли устроиться в гарнизонную гостиницу,  поскольку была уже ночь. Ну а утром - в часть, представление командиру части, устройство в общежитие и прочее. А уже через несколько дней был на трассе - в то время наш батальон механизации заканчивал работу на перегоне рзд. Иса – ст. Федькин Ключ. Многим это место известно по "петле", поскольку из-за сложных горно-геологических условий, связанных с перепадом высот почти на 80м, была сделана многокилометровая развязка вокруг сопки.
    К концу 1981г. рельсы были уложены до ст. Февральск и по уложенному железнодорожному пути был завезен  необходимый запас стройматериалов и топлива. Потом на несколько месяцев путь на "петле" частично был разобран и практически до весны батальоны механизации доводили  профили выемок до проектных  отметок. Ну а далее были полевые городки возле Утиного, Меунчика, Дугды.
    Как и большинство двухгодичников семью в те края не привозил. Хорошо еще, что первый отпуск был большой, а второй и вовсе совместили с увольнением. Некоторые двухгодичники к моменту призыва успели отслужить срочную  кто год, а кто и все два, но в те годы многие мои сверстники прошли через службу кто в Афганестане, кто в европейской части,  а кто-то, как я,  на великой стройке- БАМ.
      Выпускники же железнодорожных вузов фактически все прошли через БАМ. Для меня Алонка считалась только местом, где находился штаб моего мехбата и управления бригады и местом,  куда я приезжал на выходные раз в месяц-полтора - остальные месяцы проходили на трассе. Хорошо отложилось в памяти, строительство поселков Новый Ургал, Февральск, Этыркен, Новой Алонки.

     Через полгода после увольнения из теленовостей узнал о стыковке двух корпусов на восточном участке БАМ на разъезде Мирошниченко и очень был рад успехам военных железнодорожников, понимая, что в этой стыковке есть  частичка и моего труда.

     Находясь в запасе  дважды призвался на военные сборы в Ленинградской области. Однако такой романтики как служба в железнодорожных войсках в 1ождбр уже не чувствовалось.
     Второй раз "вернулся" на БАМ в 2007 году, когда окунулся в социальные сети, в которых к этому периоду мало-помалу начала восстанавливаться история великой стройки. Вполне естественно, что многие благодаря интернету восстановили утраченные временем связи с сослуживцами, коллегами по работе, а школьники с одноклассниками.
      Вскоре и я смог найти и увидеть сослуживца по своему батальону Анатолия Юнчица, затем солдата из моей роты Николая Белякова - к великому сожалению уже ушедших из жизни. Через интернет, а потом и очно встретился с бывшими сослуживцами  Николаем Зайцевым, Николаем Смирягиным, Игорем Клименко, Сергеем Ермаковым, гражданскими строителями Иваном Павловым, Виктором Усачёвым, Владимиром Анашенковым.
      Хорошей традицией стали встречи бамовцев и их детей в апреле и октябре в Москве. Подобные встречи периодически проводят и бамовцы в Санкт-Петербурге.

      В Москве на таких встречах среди гражданских строители БАМа и бывших воинов железнодорожников,  периодически бывают известные всем Герои Социалистического труда Феликс Ходаковский,  Александр Бондарь. А в Санкт-Петербурге случайно встретил Леонида Нечипорука(автора песни про Алонку) и его супругу Людмилу.
     Несмотря на то, что  в интернете вокруг темы истории БАМа есть и много, мягко говоря, "мусора", в тоже время благодаря сети интернета появилось не мало книг о БАМе, написанных и изданных самими бамовцами. Например: А.Подзарей  "Мы строили БАМ не в белых перчатках" в 2 ч.- о тоннельщиках, А.Пинчук и Г.Муштай - целая серия книг, включающих и воспоминания десятков бамовцев воинов железнодорожников, А.Кошкин "Герой своего времени" и "Я так жил".

Среди историко –научных произведений я бы выделил книгу  А.П..Иванова «Даешь, БАМ! Летопись строительства», в которой достаточно досконально рассмотрена история строительство магистрали, с большой достоверностью представлены события и действующие лица и с хронологической достоверностью приведены  отдельные значимые исторические факты начиная с начала 30-х и до середины 90-х г.г. В этом произведении  собраны в едино, события, как малоизвестные, так и вовсе неизвестные широкому кругу читателей.  И это на мой взгляд правильно, поскольку люди должны  знать, что помимо героизма, гигантских материальных, финансовых и иных ресурсов, в эту магистраль было вложено самое дорогое, что может быть - это человеческие жизни.  В книге художественно показаны две совсем разные стройки разделенные десятилетиями, которые не идут ни в какое сравнение друг с другом, по многим параметрам, но в итоги - это все-таки звенья одной цепи.

         Не очень многим пока известна уникальная "Энциклопедия БАМа в миниатюрах", автора и издателя Сергея Коробова из г. Иркутска.
       Все это я перечисляю к тому, что как видите бамовцы (а бывших не бывает) и сейчас сами устраивают свою судьбу, занимают активную жизненную позицию,  пишут стихи, книги, картины, помогают и поддерживают друг друга.
       Пока "небамовцы" решают придуманный самими же ребус: "БАМ - дорога в никуда?" и о нем написана когда-то всего одна пьеса - БАМ пережил лихие 90-е и сейчас оказался подарком из советского прошлого, помогая, как и было изначально задумано, осваивать Дальний Восток.
      Можно не сомневаться, что "осваивать" кинутся и наши творческие силы - если им подскажут...

 

На встрече в честь 40- летия БАМ . Второй слева – Герой соц. труда Бондарь А. во втором ряду – Брайко Л.

 

 

 

 

                          Капитан в отставке   Леонид Мефодьевич Брайко

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ