|
Г.В. Гаевский В одном строю После окончания ВАТТ в августе 1977 года я
был направлен на строительство БАМ в 1-ю ЖДБР в 97 ПЖДБ на должность
заместителя командира батальона по технической части. И уже тогда, будучи еще
молодым капитаном, мне было ясно, что |
БАМ — это уникальный народно-хозяйственный роект,
масштаб которого, воз-можно, никогда уже не будет
повторен. А батальоны железнодорожных войск, реализующие этот проект,
представляют огромный и сплоченный воинский коллектив, где понятия «дружба»,
«уважение», «взаимовыручка» ежедневно получали новое наполнение. И, наконец,
это магистраль, всю стратегическую важность которой мы в полной мере смогли осознать
только сейчас.
Командиром 97 ПЖДБ в то время был назначен майор Анисимов Николай
Васильевич. Батальон дислоцировался в районе поселка Лиственный, рядом с действующей железнодорожной веткой Известковая-Чегдомын
на 3-м разъезде.
За 2 года пребывания на месте дислокации в части уже были построены деревянные
сборно-щитовые здания: штаб, солдатская столовая, казармы, магазин, санчасть,
дома для семей военнослужащих. Всё это обширное войсковое «хозяйство» частично
отапливалось дровами, углём и водяным отоплением. Работы по строительству
военного городка велись параллельно с задачами по выполнению плана СМР на строительстве
железной дороги.
Командиры 4-ой и 5-ой рот (технической и автомобильной) ст. лейтенанты Щебуняев В.М. и Музыченко А.П. отсыпали гравием свои
территории автопарка, занимались ремонтом вышедшей из строя
дорожно-строительной и автомобильной техники и активно готовились к зиме.
Одним из самых в то время ответственных объектов в батальоне был ПДСК
(передвижной дробильно-сортировочный комплекс), который был
развернут на рзд. Бурея. Это был единственный подобный комплекс на восточном участке, рассчитанный на производство до 100 тыс. м3
в год дроблёной крошки. Оборудование комплекса постоянно требовало ремонта, поскольку рвались
ленточные транспортёры и трескались грохота, т.к. гранитный камень был по
прочности 7-9 категории.
Для ликвидации неполадок в механизмах ПДСК требовалось не только постоянное
наличие запасных частей, но и срочное принятие решений, а также смекалка и рационализация.
Начальник отдела главного механика железнодорожного корпуса полковник Недорчук Борис Лаврентьевич и заместитель командира 1-ой
ЖДБР по технической части подполковник Назаров Юрий Иванович постоянно
контролировали работу ПДСК и всячески оказывали техническую помощь. Они были
профессионалами своего дела, грамотными, требовательными и справедливыми с
подчиненными.
Укладка ж.д. пути на участке от разъезда
Бурея-Чабыгда-Алонка
производилась путеукладчиком 2-ой роты
ст. лейтенанта Алексеева А. 97 ПЖДБ в любое время дня и любую погоду. Для
обеспечения бесперебойной работы по укладке ж.д. пути совместно с командиром 4-ой технической роты ст. л-том Щебуняевым В.М. была оборудована ремонтная летучка для
сопровождения путеукладчика ПБ-2 на базе ЗИЛ-157 оборудованная КУНГом, в котором находилось необходимое количество запчастей,
электростанция, прожекторы, сварка и инструмент для ремонта в любое время
суток. Здесь надо дать пояснения, что
КУНГ(кузов
универсальный нулевого (нормального) габарита) - это унифицированный кузов-фургон в виде будки с
полукруглой крышей с двустворчатой
дверью в задней стенке. Кузов имел деревянный каркас из хвойной древесины,
обшитый стальным листом снаружи и фанерой внутри. Для обогрева личного состава использовалась обычная
дровяная «буржуйка». Мне хорошо запомнился водитель-ремонтник КУНГа сержант Шишкутов В.-
специалист на все руки.
При укладке последнего «серебряного» звена на ст. Алонка
на площадке посёлка «Молдавстрой» 2-ой ротой 97 ПЖДБ
произошел небольшой казус. Заглох двигатель на
тракторе путеукладчика – банально закончилось топливо. Назревал скандал,
поскольку на трибуне уже находились представители местной администрации и
администрации Верхнебуреинского района, командование
1 ЖДК, многочисленные гости, корреспонденты радио и телевидения, гражданское
население.
И вот, буквально за несколько минут до открытия торжественного митинга
была выявлена неисправность и залито в топливный фильтр на тракторе дизельное
топливо, причем никто из присутствующих на трибуне даже не догадался, что произошло.
Трактор моментально завелся, путейцами было уложено последнее звено, торжественный
митинг начался вовремя, а праздник не был испорчен. В тот критический для всех
нас момент быструю техническую помощь оказал неизвестный механизатор из Молдавстроя, который
после укладки звена скромно удалился.
По итогам социалистического соревнования
наша 1-я ОЖДБР в 1982 году завоевала 1-е место по выполнению СМР на
железнодорожных участке Иса- Федькин ключ, где ей была вручена спутниковая антенна с
радиусом вещания 2,5 км. Это событие значительно улучшило повседневную жизнь
наших военнослужащих. Антенна вместе с частями переезжала с одного участка на
другой, скрашивая тяжелые будни личного состава.
После укладки «Серебряного звена» на участке Левая и Правая Ульма под
командованием командира 2-ой роты 97
ПЖДБ Алексеева Александра пошло быстрое продвижение железной дороги на Федькин
ключ, Февральск, Нора, Тангомен,
где произошла встреча 2-х ж.д. корпусов с Запада и
Востока на рзд. им. Героя Советского Союза
Мирошниченко В.П.
А вскоре наступили ещё более
сложные испытания для личного состава соединения, связанные с передислокацией
техники на места постоянного проживания батальонов. Не хватало подвижного
состава, так как вагоны мы получали только после выгрузки грузов для работ на
разъездах и станциях. Время неумолимо близилось к зиме
и мы загружали технику только через 1-2 и более недель по распоряжению Военного
коменданта и начальника станции.
И вот, в конце декабря 1985г., был зачитан приказ начальника ЖДВ о
передислокации 1-ой ЖДБР для строительства железной дороги Мереть-Средне-Сибирская.
Первым эшелоном с БАМа в г. Новоалтайск прибыл батальон майора Осадчего
Б.Б. в/ч 54076, где сразу приступили к строительству
военного городка. В то время командиром 1-ой ЖДБР был подполковник Букреев В.А., сменивший п-ка Романькова
И.И. еще в ноябре 1984 г. В конце 1985
году в г. Новоалтайск стали прибывать с БАМа офицеры технической части управления
бригады.
Все офицеры отделения главного механика - это
закаленные БАМом офицеры, с большим
опытом работы, один дружный коллектив
способный решить любые задачи, согласно должностных
обязанностей по штатному расписанию.
Офицеры управления
бригады, прибывая в г. Новоалтайск сразу стали активно помогать воинским частям
в строительстве военных городков и ремонте техники в полевых условиях, а также
капитальном ремонте техники на заводах страны.
Руководил техническими
отделами и подразделениями в этот непростой для бригады период заместитель
командира бригады по технической части подполковник Сорокин Михаил Иосифович - талантливый
руководитель и замечательный организатор,
знающий свое дело.
В связи с изменением штатного расписания
в управлении бригады, в 1986 году п/п-к Андросюк В.К. был назначен начальником отдела главного
механика, а меня назначили начальником
технической разведки, зачислив при этом в штат началь-ника
штаба бригады, которым в тот период был майор Чайка В.
На этой должности мне были дополнительно вменены
обязанности Военного коменданта гарнизона г. Новоалтайска. Своими силами была
построена комен-датура,
согласно графика назначались военные патрули от воинских частей и дежурный
помощник военного коменданта из младших офицеров управления бригады на ст.
Новоалтайск. Поддерживалась связь с администрацией города и милицией. Все эти
мероприятия значительно обеспечили порядок в гарнизоне г. Новоалтайска, и во
многом способствовали укреплению воинской дисциплины.
В 1986 году в г. Барнауле под штаб
бригады, администрацией города было выделено освободившееся здание Райкома
комсомола. Мне было поручено организовать ремонт этого здания. Для этих целей
была сформирована бригада гражданских строителей-ремонтников из г. Новоалтайска,
составлена и утверждена смета, определены источники финансирования, завезены
необходимые строительные материалы, согласован график работ и в итоге штаб
бригады сдали в установленный срок и произвели организованную передислокацию из
Новоалтай-ска в Барнаул.
Не могу не упомянуть своего сослуживца - начальника
службы заграждения майора Назарова Валерия Ивановича,
который превосходно зная своё дело, организовывал, обучал, строго спрашивал со
своих подчиненных офицеров, прапорщиков и солдат-взрывников за выполнение своих
служебных обязанностей. Он постоянно осуществлял контроль за расчётом и выдачей взрывчатых веществ для производства взрывных работ на объектах, согласно плана
проводил занятия по обучению взрывному делу, что в итоге сторицей окупилось,
отсутствием происшествий при взрывах на выемках и в карьерах при выполнении
работ и сохранении жизни и здоровью личному составу частей. За свое трудолюбие,
твердые знания, научный подход к организации производства буровзрывных работ, заслуги
перед Родиной после сдачи нашего участка Государственной комиссии в 1985г. был
назначен ст. преподавателем на военную кафедру Свердловского института
железнодорожного транспорта.
Пока мы живы мы помним о Вас!