ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ

                    Г.В. Гаевский 

                     В одном строю

 После окончания ВАТТ в августе 1977 года я был направлен на строительство БАМ в 1-ю ЖДБР в 97 ПЖДБ на должность заместителя командира батальона по технической части. И уже тогда, будучи еще молодым капитаном, мне было  ясно, что

 БАМ — это уникальный народно-хозяйственный роект, масштаб которого, воз-можно, никогда уже не будет повторен. А батальоны железнодорожных войск, реализующие этот проект, представляют огромный и сплоченный воинский коллектив, где понятия «дружба», «уважение», «взаимовыручка» ежедневно получали новое наполнение. И, наконец, это магистраль, всю стратегическую важность которой мы в полной мере смогли осознать только сейчас.

      Командиром 97 ПЖДБ в то время был назначен майор Анисимов Николай Васильевич. Батальон дислоцировался в районе поселка Лиственный, рядом с действующей железнодорожной веткой Известковая-Чегдомын на 3-м разъезде.

     За 2 года пребывания на месте дислокации в части уже были построены деревянные сборно-щитовые здания: штаб, солдатская столовая, казармы, магазин, санчасть, дома для семей военнослужащих. Всё это обширное войсковое «хозяйство» частично отапливалось дровами, углём и водяным отоплением. Работы по строительству военного городка велись параллельно с задачами по выполнению плана СМР на строительстве железной дороги.

     Командиры 4-ой и 5-ой рот (технической и автомобильной) ст. лейтенанты Щебуняев В.М. и Музыченко А.П. отсыпали гравием свои территории автопарка, занимались ремонтом вышедшей из строя дорожно-строительной и автомобильной техники и активно готовились к зиме.

     Одним из самых в то время ответственных объектов в батальоне был ПДСК (передвижной дробильно-сортировочный комплекс), который был развернут на рзд. Бурея.  Это был единственный подобный комплекс  на восточном участке,  рассчитанный на производство до 100 тыс. м3 в год дроблёной крошки. Оборудование комплекса  постоянно требовало ремонта, поскольку рвались ленточные транспортёры и трескались грохота, т.к. гранитный камень был по прочности 7-9 категории.

       Для ликвидации неполадок в механизмах ПДСК требовалось не только постоянное наличие запасных частей, но и срочное принятие решений, а также  смекалка и рационализация.

     Начальник отдела главного механика железнодорожного корпуса полковник Недорчук Борис Лаврентьевич и заместитель командира 1-ой ЖДБР по технической части подполковник Назаров Юрий Иванович постоянно контролировали работу ПДСК и всячески оказывали техническую помощь. Они были профессионалами своего дела, грамотными, требовательными и справедливыми с подчиненными.

     Укладка ж.д. пути на участке от разъезда Бурея-Чабыгда-Алонка производилась путеукладчиком   2-ой роты ст. лейтенанта Алексеева А. 97 ПЖДБ в любое время дня и любую погоду. Для обеспечения бесперебойной работы по укладке ж.д. пути  совместно с командиром  4-ой технической роты ст. л-том Щебуняевым В.М. была оборудована ремонтная летучка для сопровождения путеукладчика ПБ-2 на базе ЗИЛ-157 оборудованная КУНГом, в котором находилось  необходимое количество запчастей, электростанция, прожекторы, сварка и инструмент для ремонта в любое время суток.  Здесь надо дать пояснения, что КУНГ(кузов  универсальный нулевого (нормального) габарита) - это  унифицированный кузов-фургон в виде будки с полукруглой крышей с  двустворчатой дверью в задней стенке. Кузов имел деревянный каркас из хвойной древесины, обшитый стальным листом снаружи и фанерой внутри.  Для обогрева личного состава использовалась обычная дровяная «буржуйка». Мне хорошо запомнился водитель-ремонтник КУНГа сержант Шишкутов В.- специалист на все руки.

          При укладке последнего «серебряного» звена на ст. Алонка на площадке посёлка «Молдавстрой» 2-ой ротой 97 ПЖДБ произошел небольшой казус. Заглох двигатель на  тракторе путеукладчика – банально закончилось топливо. Назревал скандал, поскольку на трибуне уже находились представители местной администрации и администрации Верхнебуреинского района, командование 1 ЖДК, многочисленные гости, корреспонденты радио и телевидения, гражданское население.  

       И вот, буквально за несколько минут до открытия торжественного митинга была выявлена неисправность и залито в топливный фильтр на тракторе дизельное топливо, причем никто из присутствующих на  трибуне даже не догадался, что произошло. Трактор моментально завелся, путейцами было уложено последнее звено, торжественный митинг начался вовремя, а праздник не был испорчен. В тот критический для всех нас момент быструю техническую помощь оказал неизвестный механизатор из Молдавстроя,  который после укладки звена скромно удалился.

     По итогам социалистического соревнования  наша 1-я ОЖДБР в 1982 году завоевала 1-е место по выполнению СМР на железнодорожных участке Иса- Федькин ключ, где ей была вручена спутниковая антенна с радиусом вещания 2,5 км. Это событие значительно улучшило повседневную жизнь наших военнослужащих. Антенна вместе с частями переезжала с одного участка на другой, скрашивая тяжелые будни личного состава.

     После укладки «Серебряного звена» на участке Левая и Правая Ульма под командованием командира 2-ой  роты 97 ПЖДБ Алексеева Александра пошло быстрое продвижение железной дороги на Федькин ключ, Февральск, Нора, Тангомен, где произошла встреча 2-х ж.д. корпусов с Запада и Востока на рзд. им. Героя Советского Союза Мирошниченко В.П.

      А вскоре наступили  ещё более сложные испытания для личного состава соединения, связанные с передислокацией техники на места постоянного проживания батальонов. Не хватало подвижного состава, так как вагоны мы получали только после выгрузки грузов для работ на разъездах и станциях. Время неумолимо близилось к зиме и мы загружали технику только через 1-2 и более недель по распоряжению Военного коменданта и начальника станции.

        И вот, в конце декабря 1985г., был зачитан приказ начальника ЖДВ о передислокации 1-ой ЖДБР для строительства железной дороги Мереть-Средне-Сибирская.

     Первым эшелоном с БАМа в г. Новоалтайск прибыл батальон майора Осадчего Б.Б. в/ч 54076, где сразу приступили к строительству военного городка. В то время командиром 1-ой ЖДБР был подполковник Букреев В.А., сменивший п-ка Романькова И.И. еще  в ноябре 1984 г. В конце 1985 году в г. Новоалтайск стали прибывать с БАМа офицеры технической части управления бригады.

     Все офицеры отделения главного механика - это  закаленные БАМом офицеры, с большим опытом работы,  один дружный коллектив способный решить любые задачи, согласно должностных обязанностей по штатному расписанию.

Офицеры управления бригады, прибывая в г. Новоалтайск сразу стали активно помогать воинским частям в строительстве военных городков и ремонте техники в полевых условиях, а также капитальном ремонте техники на заводах страны.

Руководил техническими отделами и подразделениями в этот непростой для бригады период заместитель командира бригады по технической части подполковник Сорокин Михаил Иосифович - талантливый руководитель и замечательный  организатор, знающий свое дело.

      В связи с изменением штатного расписания в управлении бригады, в 1986 году п/п-к Андросюк В.К. был назначен начальником отдела главного механика, а меня назначили  начальником технической разведки, зачислив при этом  в штат началь-ника штаба бригады, которым в тот период был  майор Чайка В.

    На этой должности мне были дополнительно вменены обязанности Военного коменданта гарнизона г. Новоалтайска. Своими силами была построена комен-датура, согласно графика назначались военные патрули от воинских частей и дежурный помощник военного коменданта из младших офицеров управления бригады на ст. Новоалтайск. Поддерживалась связь с администрацией города и милицией. Все эти мероприятия значительно обеспечили порядок в гарнизоне г. Новоалтайска, и во многом способствовали укреплению воинской дисциплины.

     В 1986 году в г. Барнауле под штаб бригады, администрацией города было выделено освободившееся здание Райкома комсомола. Мне было поручено организовать ремонт этого здания. Для этих целей была сформирована бригада гражданских строителей-ремонтников из г. Новоалтайска, составлена и утверждена смета, определены источники финансирования, завезены необходимые строительные материалы, согласован график работ и в итоге штаб бригады сдали в установленный срок и произвели организованную передислокацию из Новоалтай-ска в Барнаул.

     Не могу не упомянуть своего сослуживца - начальника службы заграждения  майора Назарова Валерия Ивановича, который превосходно зная своё дело, организовывал, обучал, строго спрашивал со своих подчиненных офицеров, прапорщиков и солдат-взрывников за выполнение своих служебных обязанностей. Он постоянно осуществлял контроль за  расчётом и выдачей взрывчатых веществ для производства взрывных работ на объектах, согласно плана проводил занятия по обучению взрывному делу, что в итоге сторицей окупилось, отсутствием происшествий при взрывах на выемках и в карьерах при выполнении работ и сохранении жизни и здоровью личному составу частей. За свое трудолюбие, твердые знания, научный подход к организации производства буровзрывных работ, заслуги перед Родиной после сдачи нашего участка Государственной комиссии в 1985г. был назначен ст. преподавателем на военную кафедру Свердловского института железнодорожного транспорта.

                                  Пока мы живы мы помним о Вас!

 

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ