Гусаченко
В.Г.
Уссурийск
- Имишли - Воспорухан
Нам
ли в сердце печали хранить,
Наше
детище нынче живет.
Через
судьбы протянута нить,
Через
памяти трасса идёт.
Валерий
Масагор (с-нт Болдарев).
Летом 1965 года с дипломом, техник
- механик по ремонту автомобилей и гусеничных тягачей, я вышел за ворота
Дальневосточного автомобильного училища
в городе Уссурийске в звании лейтенанта, и, о том, что судьба меня свяжет с
железнодорожными войсками даже и не предполагал. К окончанию училища нам шили
офицерскую форму: морскую, лётную, пограничную, но никак не железнодорожную. В
предписании значилось г. Харьков, в/ч 12661 и всё, да
плюс ещё выдали комплект военной амуниции, которую сложил в две матрасовки. Хорошо, что
я был из Уссурийска. Отец приехал за мной и забрал меня с вещами домой.
Мама обрадовалась, что я поеду служить
на Украину, на её Родину. После отпуска мы трое: Саша Махнач,
Ваня Рубан, и я, на самолете ТУ-114 отбыли из аэропорта г. Владивостока на
встрече своей судьбе.
Харьков – город красивейший! Он встретил нас
тёплой погодой, смешными вывесками на украинском языке типа « панчохи», «перукарня», огромным
количеством разнообразных фруктов и невероятно низкими ценами
на них. Такого разнообразия мы не видели никогда! А, главное, ещё
запомнились приветливые улыбки модельного типа красавец хохлушек.
В кадровом отделе корпуса разговоры были
деловые и по – военному короткие. Ваня Рубан попал в Вологду, Саша Мохнач в
Джульфу, а я в г. Имишли Азербайджанской ССР. Право
выбора мы не имели! Приказ – и вперед!
Вначале я должен был поехать в Рязань, так как мой батальон был в
командировке на развилке 2-х путей станции Рязань-2. Для меня это все было не
понятно. В Рязань поезд пришёл ночью и никто меня не встречал, но по счастливой
случайности, на перроне, из нашей воинской части, мои будущие сослуживцы,
провожали родственника на поезд, вот
они-то и захватили меня и мои вещи, погрузив их на грузовик. По прибытии в пос.
Дягилево, меня направили к дежурному, а он в свою
очередь вызвал старшину 5-ой роты Григория Потапенко, который поместил меня на ночь в квартиру, в щитовом
доме, к командиру роты Василию Ивановичу Филиповскому,
который был на тот момент в отпуске. Утром я пошёл представиться командиру
части майору А.А.Виноградову. Принял он меня
приветливо и ответил на все мои вопросы и догадки. Так я узнал, что попал служить в единственный в
ЖДВ тоннельный батальон, с местом дислокации город Имишли
Азербайджанской ССР.
Здесь я приобрел хороших друзей и
наставников - учителей на долгие годы моей нелегкой службы с её горестями и
радостями. Приняв 2-ой взвод 5-ой автомобильной роты, я стал, как ни странно,
постигать знания о железнодорожных войсках, их назначении и нелегкий труд. Что
греха таить, радости особой я не испытывал, было обидно то, чему меня учили 3
года в училище, оказалось не нужным (вскоре я пойму эту ошибку), так как
пришлось работать со взводом на рихтовке путей и
подбивке шпал. Я и не предполагал, что эти знания мне ещё пригодятся в моей
долгой и интересной службе. Командование роты встретило меня хорошо. Это были добрые и отзывчивые люди: молодые и
умудренные опытом старички во главе с
командиром роты капитаном В.Филиповским, импульсивным
и эмоциональным человеком. Он одинаково относился и к солдатам, и к офицерам,
не делал надоедливых нравоучений, за что его все уважали и чувствовали его
защиту. Старший лейтенант Евгений Николаевич Дагаев –
осетин, очень грамотный офицер, невысокого роста, знающий много стихов, почти
наизусть 12 стульев Ильфа и Петрова и Кузьму Пруткова. Среди нас молодых он был
большим авторитетом и заводилой. Командир 1-го взвода старший лейтенант Ю.Гаврилин - компанейский человек с необыкновенным чувством
юмора и гостеприимства. Он был женат. Лейтенант В.Индюков,
выпускник моего училища 1964 года, большого роста, малословен. В нём
чувствовалась сила и уверенность во всём – красавец, ни одна девушка слёзы
пролила.
Меня устроили в военной гостинице
г. Дягелево. По утрам мы ходили завтракать на
ремонтный авиазавод. Ужинали, кто, как и
где мог, а обедали на станции Рязань-2 в ларьках, где питались пассажиры
проходящих поездов. Когда об этом узнал командир роты, то велел накормить меня
солдатской пищей: украинским борщом, а на второе - всегда порционный кусок мяса
и подливка. Мне, казалось, что ничего вкуснее я до этого не ел. Первую зарплату
я получил 90 рублей + 45 рублей трассовые, но они уходили за оплату за
гостиницу. Не разогнаться! Вот поэтому поводу офицер батальона ст. л-нт Селезнев написал
оду «железная дорога»: о жизни лейтенантов по Некрасову и отправил её в журнал «Юность».
Оттуда пришёл ответ дословно: « Ваши стихи редакцию журнала не заинтересовали»,
а звучали они так:
Взводный народ у финчасти
собрался,
долго затылки чесали они,
Каждый умишке прикинуть старался,
хвати ли денег раздать все долги;
10%- налог подоходный, 6- за бездетность,
да в кассу полста, 40-буфетчику
Должен был взводный, смотрит,
бедняжка, ладонь- то пуста!
Вот поэтому и на обед бутерброд с колбасой
и кружка пива, и служба в радость не была. Тоска наваливалась с каждым днем
огромным комом. Находили 5 рублей – ездили в ресторан в Рязань. Знакомые моих
друзей всегда находили нам место или выносили нам столик, так мы отдыхали, а
потом опять возвращались в гостиницу. Лучше было спать с солдатами в палатках.
Однажды вызвал меня к себе комбат майор Виноградов А. и проинструктировал, что мне, с
группой сержантов, нужно необходимо ехать в место дислокации батальона в г. Имишли на должность командира учебного взвода для обучения молодого
поколения. В Баку нас встретили, выдали проездные и посадили в поезд
Баку-Ереван. Не могу не забыть этот сервиз поездов советского времени с
кавказским комфортом! Лаваши, лепешки, мешки, трава и пиндыр
(сыр) - запах напоминающий запах солдатских портянок и носков! На ст. Имишли прибыли ночью, где встретил нас капитан Шапошников и
на грузовике привез в часть. Кругом кромешная южная тьма. Я ещё не понял, что
моя грусть и тоска приобретут другие формы, которые через годы переродятся в
уважение и к войскам, и любовью к этому районному центру, а особенно к людям,
окружающим меня. Когда « труба » и лозунг БАМ позвал его строить, я со слезами
на глазах покидал все это и своих новых друзей!
Помню, что отправляя меня в батальон, зам.по т/ч Дагаев Е.
инструктировал меня обслужить 20 тягачей, стоящих на консервации. Увидев всё
это на посту «НЗ», я обомлел. Да, я таких машин не видел нигде. Это было ретро:
3-х, 2-х осные тягачи послевоенных времён. И вот,
когда я уже уезжал на БАМ, зам. по т/ч 14-ой Бакинской ж.д.
бригады вписал их в аттестат - не знаю для чего, видимо списать или думал, что
тем самым усилит нашу мощь на стройке века. Забегая наперёд, скажу, что на Воспорухане они прекратили свое существование и ушли на
металлолом.
Не могу с глубоким уважением и
признательностью не вспомнить Петра Тимофеевича Прошко
и его жену. Он был для меня отцом и учителем, много рассказывал о войне, и я
часто ездил с ним на рыбалку. Первая закуска у нас всегда была «зайцы в сале»,
которых классически делала Нина Петровна. Благодаря П. Прошко я научился различать ремонтные размеры на коленвалах различных двигателей и другие нюансы практических
работ, которые пропустил где-то в училище. Бывало и так, что садясь обедать, он
гонял меня в магазин за «Агдамом». Я садился на мотоцикл и ехал.
Потом пришёл эшелон из Рязани, который
я очень сильно ждал. Друзья мои: Женя Догаев и Валера
Индюков, приехали с женами, сказали, здесь, в Азербайджане, не найдем. Через
год уехал в отпуск и я. Там же женился и привез Веру к месту службы. Здесь она
устроилась в школу г. Имишли учителем английского языка. Вскоре родился сын Дима,
а через семь лет он пошел в первый класс. Жизнь армейская - с трассами,
горестями и радостями текла не спеша. У меня были командировки в Кировабад и на
границу 3-х республик: Грузия, Армения, Азербайджан. Часто прикомандировывали в
автобат для обучение шоферов,
где появлялись новые друзья, многие из моего училища. Это Леша Антонов и Женя Соколов, с которыми и
сейчас дружим, Толя Ямщиков, Ваня Сиротюк служили здесь - от командира взвода
до командира роты, спотыкаясь и разбивая
лбы на нелёгком офицерском пути.
1974 год сменил все. Конечно
10 лет в Азербайджане было хорошо, но не сладко, так как порою хотелось поехать
в Россию, погулять по какому-нибудь городу, слушать русскую речь.
Весть
о том, что поедем строить БАМ, встретили на «УРА ». Начались перестановки в
командовании. Пришел новый комбат Н.А.Чукалин,
начальник штаба Евгений .Лапа, зам. по п/ч И.Я. Шехтман. Ушли из в/части достойные воспитатели –
Н.М. Левченко, И. Кац и С.Н.Веремкройт.
С последним меня связывала крепкая
дружба, и мы с женой чувствовали в нём своего наставника и учителя.
Командование батальона решило
послать «разведчика» на место предполагаемой дислокации тоннельного батальона,
который был переформирован в мостовый. Направили замполита батальона И. Шехтмана,
который блестяще выполнил поставленную перед ним задачу. По
приезду, он все изложил на
батальонном собрании: что из себя представляет место
дислокации, погодные условия, какая природа, и,
главное - как строить палатки; как класть печи для отопления; как нужно готовить
технику; какие нужны масла и типы электростанций и другое, в плоть до солдатской экипировки. Все
это воодушевило батальон на усиленную подготовку!
Я был откомандирован в Баку, на
бригадную базу МТС, за новой автотехникой, где бригадные начальники пытались
мне всучить вездеходы – «гробы» из других в/ частей.
Доходило до ругани, до крика. Каждый свой шаг я докладывал комбату Н.Чукалину, и он доходил до Москвы, добивался своего. Почти
по каждому мною не принятому автомобилю
все решалось положительно. Такое отношение было не только в наших
войсках, но и по линии Минобороны. Там тоже была техника устаревшая. Это
Ураганы и Уралы, Они были даже не «бальзаковского»
возраста, но с гвардейскими знаками на кабинах и с гербами.
Я считаю, что роту подготовил хорошо.
Везде сменил масла, на все « Зилы » «одел» цепи. Сделал аккумуляторную в вагончике, оборудовал
КТП и свою ротную канцелярию. Из кунга ЗИЛ-131 сделал
жилой вагончик, где помещалась кровать, маленькая буржуйка и стол. Все это
утеплил и коллеги считали, что я круто жил. Все это было загружено в 1-й
эшелон, начальником которого был замполит И. Шехтман.
В начале марта по маршруту Имишли – Баку – Ургал,
эшелон тронулся в путь. Ехали быстро, стояли мало. Вероятно, правительство
спешило ввести нас в «бой». Мы обгоняли такие же эшелоны, общались с их
командованием. Настроение у всех было приподнятое, мы ожидали чего-то нового,
неизвестного. Капитан Шехтман со своими помощниками
организовали для эшелона прослушивание радио, читали книги мужества Веры Кетлинской, а мы, играли в преферанс, и я иногда приносил к
столу дары солнечного Азербайджана. Это
был подарок от друзей в 20 литровой канистре. Путь сразу казался радостным.
В г. Иркутске запросили баню. Мылся весь
эшелон. Мы, успели даже, посидеть в иркутском ресторане. Двинулись дальше,
немного стало грустно, когда на станции Известковой поезд повернул на ветку в
Чегдомын. Природа хмурая, морозная погода и кругом тайга - темная,
неприветливая, суровая и снег, снег кругом. Ургал встретил нас неприветливо,
серые деревянные здания, что самого
вокзала, что всего посёлка. Как будто бы из прошлого века. Обрадовало
то, что нас встретил комбат Н.Чукалин, прилетевший
самолетом. Потом приехал комбриг
полковник Железнов. Он обошел весь эшелон и по его реакции я понял, что
он остался доволен. Нажимая на «Р» спросил, какая нужна помощь в выгрузке
эшелона. Мы с Шехтманом отказались и меня, чем за
светлое время суток, эшелон встал на ургальскую
землю, задымил глушителями. Сразу
двинулись на Воспорухан, где уже дислоцировался 205-й
автобат, прибывший с Алснки. Его помощь практически
не понадабилась, только для того, что нужны были
тралы для перевозки тяжёлой техники.
Воспорухан
встретил более позитивно. Сопки, тайга, мороз -30! После солнечного Азербайджана,
противоположность. Начиналась борьба за обустройство солдат, их некуда было ложиь спать, хотя рядом находился уже обустроенный батальон
майора Марийко. Но комбат Чукалин оказался упорным, настырным и трудолюбивым
человеком: мы перестали спать, и днем, и ночью работали. На планерках все было расписано,как говорится, до
гвоздя. Пилорамы превратилась в Перпетум - мобиле: работали непереставая
днем и ночью. Трудно было очень первый месяц, потом все вошло в норму, мы
ставили палатки, Ленинские комнаты, поставили пекарню, баню.
В мае прошусь у камбата проведать семью, она в это время была в Уссурийске:
жена и сын. Вылетел из Чегдомына до Владивастока,
потом в Уссурийск. Пришел к матери. Она с порога: «Она улетела к тебе». Вот те
на-подумал я. Побыл с сыном, отвез его в школу и на самолете обратно в Ургал.
Добрался до базы МТС 37 ждбр в Ургале, с надеждой
уехать на Воспорухан и какова же было мое удевление, когда я там всретил
свою жену и комбата. Он приехал получать технику. Получили Ураган, МАЗ 535 и санитарку-
буханку, а водителя на неё не было. За руль
пришлось сесть мне. Осмотрев Ураган, решили, что он надежнее и теплее на
морозе, да и водитель в этом убедил
всех нас. Жена и Н.Чукалин сели в МАЗ- 535 и мы двинулись на Воспорухан. Я
убыл первым. Машина шла хорошо, и я несколько оторвался вперёд, а потом увидел
свою оплошность, остановился, и стал поджидать своих. Так, незаметно и уснул -
сказалась дорога, перелёт и возбуждение. Разбудила меня колонна автобата. Водители мне передали, что Ураган
заглох, а его пассажиры бегают вокруг
костра, чтобы не замерзнуть ( Министерство обороны
наградило нас древней техникой, стоявшей на консервации не один год и поэтому через 10 км от Урагала
наш Ураган – здох).
Я вернулся, усадил жену на капот, солдата и комбата в салон буханки. Так
мы доехали до реки, уже утром колонна, шедшая на встречу, перетащила нас на
буксире через реку. Так жена приехала
меня проведать, она была первая из женщин на Воспорухане нашего батальона.
Жизнь в батальоне наладилась. Зимник
прекратил свое существование, а строительство притрассовой автодороги продвигалось медленно, хотя и
отсыпалась с 2-х сторон. Приближалось
1-е сентября и стали приезжать семьи офицеров и прапорщиков, но школа ( щитовая) была только на Алонке.
Встал вопрос - как быть? Было принято решение сделать интернат для детей 2-х
батальонов из поселка Воспорухан. Учитывая то, что
моя жена педагог, командование 421 батальона и политотдела 1-ой бригады, приняли решение назначить ее
директором интерната. Собрав всех детей с 1 по 5 класс, отправили детишек в новый СПЗ
на ст. Алонка, построенный одним из батальонов. Детей из нашего
батальона было больше по количеству и поэтому командование взяло над интернатом
шефство. Когда в ту сторону шли машины, то всегда подвозили продукты: сгущенку,
лук, морковь, муку, масло, отопительные приборы. Все это было под контролем начПО бригады подполковника
А.Синявского и его заместителя В. Айдыняна.
В интернате было две комнаты –
спальни, одна для мальчиков, вторая для девочек, комната для воспитателя и
столовая. Воспитателем была, как я сказал выше, моя жена, а поваром Лариса,
фамилию не помню, к сожалению. Она очень вкусно готовила, а коронное блюдо было
у нее оладьи, которые любили все детишки.
Теперь жена появлялась только по субботам, привозя на вертолете детишек
к родителям на Воспорухан. Вот и генерал – майор
запаса Евгений Шехтман, был воспитанником данного интерната.
Прошел год. В должности командира роты я
явно был переростком. Батальон меня отпускать не хотел, но я получил назначение
в 41-й мехбат на должность начальника штаба. Все
традиции своего батальона, я принес с собой. 41ождбм - это был батальон
труженик во главе с комбатом майором Г.М.Коротковым,
его замами Власовым – главным инженером,
Бондарчуком – зам по снабжению. Душой батальона был его замполит капитан Н.Аббасов. О таком можно было сказать: «Слуга царю – отец
солдатам».
Через два года я был назначен
командиром 205 мехбата.
Вели мы отсыпку насыпи. Земля, земля, выемки, бермы и взрывные работы в 2
смены. Самый тяжелый участок был у нас - левая Ульяма. Выемка, которая выходила на портал моста через
реку Ульма. Конечно, в фильме к 40- летию строительства БАМА не говорили о том, что пути
сдавали к дню рождения Л.И. Брежнева, а потом мы
снимали и дорабатывали всё до проектной отметки. Было это на границе Амурской
области и Хабаровского края. Сейчас там возвышается красивая стела, а я часто вспоминаю свой 205 батальон
механизации и своих заместителей: Архипова А., Березина, Ершова Н., Писоцкого А., Споткай П., а также
офицеров Яковлева А., Шубина Н., Ерошенко Н., Ситникова,
Кликотко, Шаланова А., Багно, Волик, Студеникина
К., Рудакова, Пузнера, ПоздняковаЕ.,
Сержанова, Дмитренко, Бондарева, Шлем, Гуманюка, а главное, своих солдат и сержантов. Большое им спасибо и низкий поклон.