ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ

А. Карнаух

В последний путь

      Этот очерк посвящен непродолжительному эпизоду моей службы в одной из частей 1ждбр – 6 ождбм, в котором прослужил 7 лет. После окончания военного училища я был счастлив, когда был назначен для прохождения службы именно в этот батальон, сформированный еще в начале 1943 года. В сложнейший период первого этапа Великой Отечественной войны, батальон выполнял разные боевые задачи – занимался    

     и заграждением, и разминированием, и восстановлением железных дорог на направлении главного удара немецко-фашистских войск – в районе Москвы. Мне удалось застать период  деятельности батальона в годы его реальных трудовых побед на строительстве БАМ, принять участие в сдаче Государственной комиссии железнодорожного участка сттеркан-Левая Ульма, а также разделить с сослуживцами все трудности и лишения, выпавшие на судьбу части в ее последний период.

     И так, в 1985г. закончились напряженные трудовые будни и победные реляции, посвященные сдаче пускового участка БАМа в эксплуатацию к концу года мы уже знали о смене командира и передислокации части. Наступление нового 1986 года было ознаменовано переездом нашей части из п. Алонка на ст. Гурьевск Кемеровской области для строительства новой железнодорожной магистрали Мереть – Среднеси-бирская, которая должна была разгрузить существующие в то время железнодорожные направления. Период для передислокации был выбран как всегда, самым «удачным» – декабрь1985-февраль1986 года. Морозы в этот период стояли до 40 градусов, снег, наледь, а тут погрузка, увязка техники и имущества части. Поступила команда, что брать с собой не всю штатную технику, а только ту, которая в рабочем состоянии. Остальную же технику передать в другие части, списать установленным порядком или просто оставить, поскольку на новом месте в часть поступит новая. И вообще нас в Кемеровской области уже ждут и все готово для начала работы. Да, какие мы были тогда наивные, как слепо верили своим командирам и начальникам! Как всегда сборы, погрузка эшелонов была проведена в форме учений, при этом во всем ощущалась общая неразбериха, неорганизованность, полная неясность кто, кому, когда и что из имущества части передает. Для всего личного состава, а это не менее 400 чел., наступил тяжелый период. Сложность состояла и в том, что передислокация происходила на фоне смены командования части ( В.Галка- В.Каменщиков). А перевезти надо было кроме личного состава еще около 100 единиц техники. Помню как семьи офицеров, грузили контейнеры, за которыми надо было лично ехать в пегдомын, затем загрузить вещи и отвезти обратно на станцию. На это выделялся всего один день и одна машина…. Многие семьи перевозили вещи в ж. вагонах. Это вообще отдельная история, сколько было уничтожено, испорчено или украдено. А что не успели отправить, то было оставлено и сгорело в пожарах. В этот период на Алонке пожары в щитовых домах возникали практически каждый день. В итоге, все, что удалось загрузили в эшелоны и батальон отправился в неизвестность, в свой последний путь. Офицеры, у которых был в подчинении личный состав, вместе с не успевшими убыть семьями, находились в составе эшелонов, в каждом из которых находился свой штаб, политчасть, клуб, кухня. Надеюсь, что мои сослуживцы поделятся своими воспоминаниями об этом трудном этапе. Но мы верили, что мы нужны, нас ждут и наконец-то мы выбираемся из тайги в «цивилизацию»! Мне, одному из немногих в части, повезло, поскольку добирался до нового места дислокации самостоятельно, а не в составе эшелона, попрощавшись с Алонкой в начале февраля 1986 г. Меня ждал ужас Чуваш-Пая.

     По прибытию в г. Гурьевск разместился в местной гостинице. В то время это было единственное жилье в городе. Сам городок располагался в 30 километрах, от п. Чуваш-Пай. Только от одного названия Чуваш-Пай, меня до сих пор пробирает озноб. Причем, если от гурьевска до д.Сосновки дорога была еще сносной, а это где-то 20 км, то до д. Чуваш-Пай, оставшиеся 10 км вместо дороги было только одно направление и непроходимая грязь. Добраться можно было или на тракторе, или пешком, или же гужевым транспортом.

       Что касается этого необычного названия дуваш-Пай, где д.б. разместиться городок части, то у нас сразу возникло предположение, что деревня получила свое

                 Командир 1 роты Ефимов выдвигает роту на объекты работ

название потому, что была основана чувашами. Надо заметить, что слово «пай» в чувашском языке означает «часть», поэтому топоним «Чуваш – Пай» можно перевести как «чувашская часть». Надо полагать, так когда-то назвали чуваши часть какого-то населенного пункта, в котором они поселились, а впоследствии эта часть стала самостоятельным селением, где нам и предстояло построить что-то похожие на воинскую часть. В то время в деревне проживало местных жителей около 200 человек, причем более 60% из них это чуваши. В то время из чувашей в памяти у меня отложились имена только командарма ЧапаеваВ.И., космонавта НиколаеваА.Н. ну и конечно УльяноваИ.Н.- отца В.И.Ленина. Первое впечатление от места дислокации батальона – это отсутствие дорог и везде непролазная черноземная грязь вoкруг дoмов местных жителей, которой они почему-то только были рады. Как-тo совхозный тракторист мне разъяснил: «Этo замечательно, что вeзде грязь. Bы, например, думаете, что грязь – этo признак запустения, а на сaмом деле это показатель нашей активности. Если в деревне нет асфальта, она просто обязана быть грязной. Потому, чтo по мокрой земле ездят машины, тракторы, ходят люди и гадит скот. А если улица красивой травкой поросла, это значит, что ее жители за калитку выходят только за водкой и пенсией». Вот такой необычный взгляд был у местных жителей на свой быт. В самом же гурьевске в гостинице около полугода жило в основном только командование части, да нескончаемый поток проверяющих – направленцев из управления бригады, корпуса и войск. Сам город уже помню смутно, однако в памяти на долго остались два характерных для зимы городских цвета или белый от выпавшего снега, или черный от сажи и копоти ГМЗ и многочисленных дымовых труб. Даже лед на улице был слоями вперемежку черный- белый. Поскольку сама гостиница не могла вместить все семьи офицеров и прапорщиков, то вынужден был искать съемный угол в деревне. Сумел найти хату, постройки, наверное, еще времен Колчака, площадью менее 20 м.кв. с центральной несущей  матицей, в простонародье матня, балкой по центру дома, о которую приходилось постоянно ударяться, с печным угольным отоплением и удобствами в огороде. У многих было и того хуже. Наконец-то мы сами убедились, что нас никто не ждал и, тем более, заранее к нашему приезду не готовился и рассчитывать надо только на себя, на свои силы. Многим из нас до сих пор хотелось бы узнать персонально того начальника, который в уютном кресле теплого кабинета на штабной карте утвердил д. Чуваш-Пай местом дислокации нашего батальона. В то время бытовала шутка о пожизненном назначении этого «полководца-военноначальника» командиром 6ождбм для службы в Чуваш-Пае. Посудите сами кругом поля с очень хорошим, маслянистым, черноземом. Рядом с деревней, одно название которой многих приводило в ужас, цивилизации практически не было, газ отсутствовал, электричество и то не везде, однако, правда, была вода в колодце и колонках.

 

     Батальон в районе д. Чуваш-Пай на марше

      Пригодного строительного леса поблизости не было, поэтому очень кстати с БАМа мы везли с собой несколько вагонов с лесом. Но этого оказалось слишком мало для обустройства части, поэтому первоначально склады пришлось располагать в землянках. С большим трудом из Гурьевска дотащили свою технику и кое-как начали обустраиваться. А как можно обустраиваться, если снабжение не ритмичное, строительных материалов нет, да и привезти их неоткуда. Довольствовались только тем, что сумели привезти. Условия для обустройства личного состава, организации службы, выполнения производственных заданий отсутствовали. Для личного состава в деревне появилось много соблазнов: самогон, конопля девченки и прочее. Сразу вспоминаю поговорку про дуваш-Пай : «Что такое глухомань? Мало бань и много «мань!»». Поскольку офицеры жили далеко от подразделений и были большей частью сами не устроены, то и действенный контроль за личным составом не осуществлялся. Ну и о какой дисциплине можно говорить. В батальоне участились кражи имущества, в тоже время сельская техника постепенно, благодаря войсковым запчастям, начинает работать. До трассы добраться трудно, в основном пешком, техника стоит из-за отсутствия запчастей, бездорожья, метеоусловиям, план не выполняется. Постоянные кадровые перестановки со сменой командиров, заместителей положительного результата не дали. Командование, личный состав разучился самостоятельно выполнять задачи, поскольку на БАМе привык жить за счет бригад из гражданских специалистов. Да и техника уже была до предела изношена. Только в начале лета к нам на усиление прибыл новый бульдозер Д-455 с известным еще с БАМа бульдозеристом Калантырским И.Ф.

                                  Бульдозер Калантырского И.Ф. идет в «бой» на выемку

    Так этот бульдозер своим ходом добирался из Гурьевска до трассы более месяца, причем все водные преграды преодолевал вброд, т.к. мосты, рассчитанные на грузоподьемность 10-15 тн, такой нагрузки бы просто не выдержали. А прибыв на объект, бульдозер буквально сразу едва не был утоплен в «мокрой» глинистой выемке. Помню, как его вытаскивали более суток, засунув под него целый вагон шпал. На нашем участке по проекту было очень много ИССО, со строительством которых мостовики тоже не укладывались в установленные сроки, а те ИССО, которые уже были построены, оказались почему-то либо развернутыми, либо просто построены с существенным отступлением от проекта. Вспоминаю, как  нам приходилось незаметно, для ускорения работ,  выравнивать металлические гофрированные трубы  перед засыпкой.

                             Разработка «мокрой выемки» на пер. Ермолаевка-Салаир

     Не ошибусь, если выражу общее мнение сослуживцев, что условия службы, жизни и быта были неимоверно трудными, питание личного состава отвратительное, процве-тала дедовщина, часть захлестнула «лавина» самовольных отлучек, чему видимо были причины. Так, вновь прибывшему в часть молодому пополнению все это непонятное для них железнодорожное строительство вообще было глубоко безразлично. Солдаты были твердо убеждены, что призваны на два года учится воинскому ремеслу (стрелять, водить боевые машины, осваивать военное дело настоящим образом и т.д.). А с чем они столкнулись, что они увидели, попав в наш 6ождбм? Ожидания большинства призывников не оправдались. В этот период в стране набирала обороты перестройка и, соответственно, у многих из них возникал естественный вопрос, почему государство принуждает ни в чем не виновных 18-ти летних парней к изнурительному каторжному труду, в основном физическому и невыносимым условиям службы и жизни? По како-му праву все это делается и есть ли в этом необходимость, непосредственно связанная с укреплением обороноспособности  страны? А может быть в стране возникли финан-совые сложности с увеличением сметных затрат на оплату гражданских специалистов и поэтому молодые солдаты, еще совсем дети, зарабатывали грыжи, таская почти 100 кг шпалы и обмораживая на объектах конечности? У большинства солдат и сержантов нашей части в памяти осталась не служба в ВС СССР, а просто каторжный труд в «желдорбате», как воплощение мечты товарища Л.Троцкого о трудармиях, как отголо-сок аракчеевских поселений, как печальный пережиток бериевского ГУЛага. Текучесть офицерских кадров была очень высокая, все стремились уйти из нашей части куда угодно, только бы подальше. Среди личного состава в то время бытовала шутка, что если наша бригада - это «_опа», то центр ее – Чуваш-Пай». В начале 1987 года, по семейным обстоятельствам, меня перевели в грасноярск, на Абакан – Тайшет, в 47ождбм. Но это уже совсем другая история моей службе. И пусть я и не дослужился до высоких должностей и больших звезд, но в памяти до сих пор остались теплые и добрые воспоминания о моих сослуживцах по 6 ождбм в составе 1ждбр.

     С радостью вспоминаются фамилии своих сослуживцев ГалкаВ.,КаменщиковВ., КлименковВ.,ЗотовН.,ДресвянниковГ.,МамяченковВ.,ЕфимовА.,СычевЮ.,ЛелекоС., МеренковН.,КорниловА.,МихешкинВ.,МаксютовР., БоваС., ФефеловГ., Иванов Ю., ЗубцовВ., КазенныйМ., ПинаковВ., ПоздняковЕ., ПановВ., ЩегловС., БарановА, ДербеневВ., КликоткоВ., БудаевМ., и много других сослуживцев, с которыми приходилось переносить все тяготы и лишения службы. Всем им здоровья и удачи, а кого нет в живых, вечная ПАМЯТЬ!!!

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ