Коваленко
Н.М.
Запах
дерева в рубленом доме помню до сих пор…
Осенью 2016 года, у меня на дисплее телефона высветился знакомый номер - это звонил Олег Дудкин, сын
генерала Владимира Михайловича Дудкина,
под командованием которого я в 80-е годы служил в должности командира ж. д.
бригады на Алтае, а бригада входила в состав 4 железнодорожного корпуса (г. Свердловск). Генерал
Дудкин в то время был командиром ж. д. корпуса. Он был
всегда немногословен, жестковат, и, в то же время являл собою прагматизм и
добрые чувства в решении бытовых вопросов офицеров…
Олег был, как всегда, немногословен: « На
маму (вдова генерала – Анна Константиновна.) вышел Коваленко и, узнав, что Вы в
Киеве, просил дать Ваш телефон. Не возражаете?» Плохо соображая, кто такой
Коваленко, я дал согласие. Мало ли какой Коваленко, по работе может быть,
кто-то ищет контакт - подумал я. Разговор забылся, как через неделю задребезжал
мелодично мобильник: «Анатолий Михайлович! Это Коваленко. Звоню Вам из Донецка»… Этот хрипловатый и тихий голос
можно узнать из тысячи, а не виделись мы с 1983 года, когда с
подполковником Николаем Михайловичем Коваленко служили на строительстве
Байкало-Амурской магистрали, на ст. Ургал в 37 ж. д. бригаде. Радости от
разговора не было конца, но опечалило то, что Николай Михайлович в 2016 г. потерял
жену. Он явно сопереживал и был грустным. Говорили долго, пока деньги на
телефоне, не иссякли. Меня очень тронули
многие моменты из нашего разговора, и я долго не мог уснуть, думая, что можно
сделать для одинокого сослуживца, чем
помочь товарищу и ветерану ЖДВ, хотя бы морально? Ведь Донецк и Киев далеки друг от друга
географически, да и последние события в стране не располагали на скорейшую
встречу. Через сутки созрело решение, и я перезвонил бывшему руководителю
ветеранской организации Донецкой ж. д. Татьяне Ивановне Супруновой, которая
нашла время, и, с группой товарищей посетила ветерана. В ходе общения родился нижеприведённый очерк.
Председатель совета Ассоциации ветеранов
войны и труда
железнодорожников
Украины А. М. Пинчук
В мирное время одной из важнейших
строек Железнодорожных войск (ЖДВ), пожалуй, считается одна - строительство восточного участка БАМа — от
станции Тында до Комсомольска-на-Амуре общей протяженностью 1449 км. О масштабе
и размахе стройки можно судить по цифрам: за 10 лет силами железнодорожных
бригад отсыпано 220 млн. м3 грунта,
построено 1277 мостов и водопропускных
труб, проложено более 1800 км кабельных линий связи, возведено 440 тыс. м2 жилья. На Восточном участке БАМа встали в строй 25 станций
и 69 разъездов, локомотивные депо и другие служебно-технические здания и сооружения.
В 1989 г. Байкало-Амурская магистраль
была сдана в постоянную эксплуатацию.
- На БАМ я прибыл 30
декабря 1975 года, - вспоминает Николай Коваленко. - Начал службу командиром
взвода по подготовке шоферов в г. Филино. После того
как сократили дивизионные автошколы, в 1960 году я попал в ЖДВ. Наш батальон, с 1960 по 1965 год, дислоцировался в г.
Кургане. Затем меня перевили в г. Жодино
(Беларусь), и, вновь на должность командира взвода, а в 1968 избрали секретарем
парторганизации этой же части.
В феврале 1972 года, я как бы пошёл на
повышение - меня отправили в Читу, где дислоцировалась железнодорожная бригада,
на должность замполита батальона. Командиром части у меня был Владимир
Михайлович Дудкин (впоследствии генерал ЖДВ). Комбат был строг, но справедлив и
наши дружеские взаимоотношения не разрывались до ухода его из жизни. Теперь я
созваниваюсь с его женой Анной Константиновной, доброй и отзывчивой женщиной,
которая хранила домашний покой, создавала уют, воспитывала двоих сыновей. Она
постоянно была рядом с моим комбатом. Она мужественная женщина.
Как только состоялось
Постановление № 561 Центрального
Комитета КПСС и Совета министров СССР о строительстве БАМа (июль 1974
г.), бригада получила приказ передислоцироваться в Февральск,
который находился на расстоянии 300 км от Трансиба.
Весь материал - от гвоздя до экскаватора - надо было перевезти по бездорожью машинами.
Наши подразделения воинов-железнодорожников пробивались сквозь мари и скалы к
тем местам, где намечалось создать базы для тылового обеспечения личного
состава и хранения строительных
материалов и ГСМ, доставить необходимую технику и обустроить автопарки, начать
прокладывать зимники, и, главное разместить людей в вагончиках и тёплых палатках.
Все это надо было сделать в самые сжатые сроки до наступления распутицы.
Вокруг простиралась непроходимая
тайга, на сотни, да пожалуй, и тысячи километров не было городов. Цивилизация
была в воображении. Новый 1976-й год мы встречали там. На улице
был мороз -45 градусов, и мы, офицеры жили в палатках наравне с солдатами. Питание
было однообразное, не было воды, кроме речной, и мы топили
снег и лед. Никто не брюзжал, заняты
делом были все – мы начали строить бревенчатое
жилье. Для строительства зимника, рубили и выкорчевывали лиственницы и делали слани. Было крайне тяжело. Солдаты не обучены, пацаны 18-20 лет, в основном из южных Республик Союза, но,
скажу прямо, мы с поставленными задачами справлялись. Не секрет, что Восточный участок от Тынды до
Комсомольска-на-Амуре, а это 1700 км, строили военные. Это было очень сложное
направление, во многих местах его пересекали водные преграды и горные хребты,
сплошная марь. Сначала шли изыскатели.
Потом военные рубили деревья, делали просеку под отсыпку земляного полотна.
Так, мы, через сплошной лес, пробились на 18 км от Февральска
до разъезда Утиный. Это была первая победа. Выходных у нас не было, экскаваторы
и другая строительная техника работали круглосуточно.
В конце 70-х меня перевели к новому месту
службы, в п. Ургал, в управление 37 ж. д. бригады, где меня избрали на
должность секретаря партийной комиссии. Воинские части соединения были
разбросаны вдоль трассы БАМ на сотни километров, и, мне удалось поездить много,
как с руководителями бригады, так и самому, бывая в гуще событий. Я застал
открытие сквозного движения по «малому» кольцу и стыковку на разъезде Уркальту, которую проводила в/ч
28066 (37 путевой батальон), где командиром был майор Пинчука А.М.- Ваш нынешний
председатель Ассоциации. Это был
крепкий, спаянный коллектив единомышленников, не раз
отмеченный переходящими Знаменами Военного совета ЖДВ, Хабаровского крайкома
партии и Верхнебуреинского райкома КПСС, многими почетными грамотами. Как говорится,
батальон гремел и занимал первое место в бригаде среди 14 воинских частей.
Если позволите, продолжил Николай Михайлович, я назову с десяток фамилий офицерского состава,
с которыми плечо к плечу, я строил БАМ -
это И.Урецкий,
В.Сафошкин, Н.Шуйский, И.
Марчук, Е.Гольдштейн,
В.Бондаревский, В.Шаров, Г.Клементьев, Н.Здоровенко, Д.Волощук, И.Семеренко, Л.Рыболовский, М. Кошельнюк, С.Доморацкий, Р.Будницкий, В.Кладницкий, В.Титаренко, М.Стариковский, В.Небылица, В.Глазков, И.Москалёв, А.Воловик и другие офицеры прапорщики и служащие СА
управления бригады.
Фото: Дуссе-Алинь. Н.Коваленко с офицерами в.ч.64715, слева – Н.Божедомов (замполит), справа –А.Кургузов (командир 231 пждб).1981 год.
На местах, в частях руководили
опытные офицеры, такие как: А.Кургузов, Н.Фесенко, Н. Божедомов,
К.Колотушкин, С.Валинчюс, Н.Назаренко, В.
Байдак, В.Цветков,
А.Дергачёв, Л. Светлов, И. Юрченко, В.Цветаев, Н.Соколов, И. Хижко, Ю. Галаган, А.Пинчук, О.Гриченюк, Я. Конопелько, В.Терехов, А.Пальцев, Н. Лукьянченко, Н.Таргонский,
В. Дедловский,
С.Королёв,
А.Корнеев, В.Авсиевич, П. Пугачев, Е.Васильев,
П. Горбатенко, В.Волянинов,
П.Колядный, П.Гребинешко и многие-многие другие мои сослуживцы. Кто жив
- всем привет из Донецка, а кого уж нет с нами - ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ. Добрым
словом вспоминаю и командира бригады А. Милько.
Для меня БАМ закончился 27 декабря 1983
года, но запах дерева и лака в рубленом доме, где мы с женой жили, помню до сих
пор.
Интервью
взяла экс-председатель совета ветеранов Донецкой ж. д.
Татьяна СУПРУНОВА