ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ

 

 

В.Максименко

              

            Кислородом обеспечивал всех 

 

     Родом я из древнего и прекрасного  г. Коростень, что расположился на крутых скалистых берегах живописной реки Уж на  Житомирщине. Отец был офицером летных частей, мать - домохозяйкой. Всего нас было трое. Я  старший, родился в январе 1948 года, брат Юрий и сестра Лариса, которая умерла в двухлетнем возрасте.

                    Беззаботное детство оставило много ярких событий, но у кого их не было. В 1966 году окончив  среднюю школу № 37, я поступил в Ленинградское училище ВОСО. Годы учёбы вспоминаю с трепетом, там, юношеский максимализм быстро выветрился из моей головы.

                 В 1969 году, по окончании УВОСО, я получил распределение в 4-й ЖДК, и конкретно  на должность  командира экскаваторного взвода 6-го батальона механизации, который дислоцировался в городе Омске.

                Не успел я, как говорится, затянуть портупею, как  нашу роту отправили на завершение строительства железной дороги Ивдель – Обь, где мы - механизаторы, в течение года выполняли задачи по штатному предназначению. С воодушевлением приняли приказ возвращаться в пункт постоянной дислокации (ППД). Только смыли с себя дорожную пыль, как весь батальон в конце 1970 года перебросили на строительство железной дороги Тюмень-Сургут. И вновь трасса, карьеры, ночные смены, поломка и ремонт техники. Кругом болота, непролазный лес. В-общем хорошего мало, тоска. В ноябре 1970-го мне дали отпуск. Знаете, как в самиздатовских народных стихах: «...вот задул январь холодный, едет в отпуск Ванька-взводный. Вечно грязный, позже всех, в отпуск едет зампотех». Отдыхая и отъедаясь на маминых харчах, в один из вечеров, я познакомился с девушкой Людмилой Гонишнюк, которая запала мне в душу, мы полюбили друг друга и тут же женились. Из отпуска в часть, прямо на трассу, мы возвращались вдвоём. Жили, как и многие офицеры, в вагончике на колесах. Это был наш, так сказать, «дом», который по мере выполнения батальоном производственных задач, раз в полгода  переезжал на новое место. Зимой -  холод, летом - комары и мошкара. На кровати одевали полухи из марли от комаров, только так  можно было спастись от их въедливых укусов.

                В конце 1972 года, вернувшись в Омск, мы получили жилье в коммунальной квартире  на три семьи. Радости не было предела. У нас квартира..ам, в 1974 году в марте месяце, родилась наша дочь, наше сокровище, Евгения. Забот прибавилось, но, то были радостные дни по уходу и воспитанию малышки.

                 В январе  1973 года меня назначили  на должность помощника начальника мобгруппы войсковой части № 44913. Это был технический батальон, которым командовал Геворкян Р.В.

               1974 год. Слово БАМ звучало по радио как набат, как призыв к действию. Всенародная стройка, лозунги, патриотизм, движение огромных масс народа на Дальний Восток. Вся огромная страна была в движении. Пропаганда работала без сбоев и целенаправленно, сейчас такого нет, одна реклама всякой никчемной всячины. В этом же году нам  стало известно, что наша Омская ж.д. бригада едет на строительство БАМа. Семья начала готовится к новому убытию, в бессрочную командировку, которая продлится долгих одиннадцать лет. По рекомендации комбата( спасибо ему), я пошел учиться на кислородчика. Курсы проходили на заводе ЩЗКМ, который выпускал кислородные  станции АКДС-70М. После окончания учебы я принял должность начальника кислородной станции. В её состав  входило 12 человек: я, 3 начальника смены, 1 сержант и 7 рядовых солдат.

                  В  марте 1975 эшелон батальона пересёк полстраны и мы прибыли на ст. Ургал, а оттуда, автоколоннами до посёлка Алонка. Посёлка, как такового, ещё не было. Кругом небогатый лес, мари – болота и сопки, сопки. В небе днём ярко светило солнце, звенела капель, а ночью морозец придавливал до – 25. Вот ты какой – БАМ, ну, что ж..дравствуй. Бойцы срубили для моей семьи и прапорщика Кумпинь И.И. домик. В нём мы и жили. Людмила работала начальником аптеки в соседней в/ч 92867      (205 ждбм). Дочь в Алонке ходила в садик, затем в школу. Хочу отметить профессиональную работу начальников смены АКДС прапорщиков Кумпинь И.И, Сытникова А., Устимука С., Василевского Виктора и Чернова Петра, а также многих офицеров и солдат команды. Работали круглосуточно, так как режим работы станции постоянный в течение 15 суток, потом обслуживание. Кислородом обеспечивали практически половину военных и гражданских организаций БАМ на нашем участке. При необходимости закачивали баллоны сжатым воздухом или азотом. Также заправляли и медицинские кислородные баллоны для нужд медиков. По просьбе командиров частей мне приходилось настраивать кислородные станции и в других местах БАМа. В те часы, когда выдавалось свободное время или на праздники, которые отмечались с размахом на природе или у кого-то на дому, мы в основном проводили с семьями Андросюк - Василием и Людмилой, а также Чупиными- Владимиром и Раисой, изредка к нам присоединялось семейство  Черниги. Командиром батальона, после ГеворкянаР. стал Назаров Ю., затем Сорокин М. и Чупин В. Замполитом был Фадеев В., зампотылу Чемеринский И. Бригадой командовал И.И.Романьков. Служа на БАМ, я заочно окончил Хабаровский политехнический институт. Прибыл сюда я старшим лейтенантом, уехал майором. Мы оба с женой были награждены медалью «За строительство БАМа».

                  В конце 1985 года весь состав 1-й железнодорожной бригады, которой командовал Букреев В.,  был передислоцирован в город Новоалтайск Алтайского края. Наша часть разместилась под Новоалтайском на картофельном поле. Солдаты жили в палатках, семьи снимали квартиры у местных жителей. Обстановка была жуткая. Выехали в мороз под – 40, а прибыли под -30, плюс сильный ветер и так много снега, что я такого количества, таких завалов, в жизни не встречал. Было очень трудно налаживать быт, разворачивать технику, да  и моральное состояние у офицеров было не на уровне. Всем был обещан, если не рай, то нормальный жизненный уровень, квартиры, работа жёнам. Короче, с БАМа нас вытолкали, наобещав с короб льгот. Резко снизилась дисциплина, появились массовые самовольные оставления частей солдатами и сержантами. Прислали нового комбрига – Пинчук А., сменили руководство управления бригады. С Тынды прибыл полковник Потеряйло А., на должность начПО, главным инженером стал Лисняк М.(впоследствии будем командиром 14 и 26 ждбр, начальником военной кафедры ДИИТа), который прибыл из Февральска. Заместителем по общим вопросам был  назначен Миронов В. (царство ему небесное), На должность начальника штаба прислали молодого, энергичного и перспективного офицера Чайка В.(дослужится до должности командира корпуса в дорожно-строительных войсках, станет генерал-лейтенантом, депутатом Верховного Совета РФ трёх созывов). Появились проблески в жизни и работе, люди постепенно стали оттаивать.

                      В августе 1986 года меня назначили на должность начальника мобгруппы бригады. Вскоре мы получили  квартиру  в г. Новоалтайске. Жена пере-

шла работать на должность фельдшера в управление бригады, а дочь училась в Новоалтайской школе №10. Жизнь, как говорят, стала входить в новое русло. Появилась уверенность в завтрашнем дне и стабильность.

В 1991 году, полковник Букреев В., служивший на то время в ГУЖВ, предложил мне должность начальника мобгруппы в управлении 29 Вильнюсской ж.д. бригады, в.ч. 33149 (кстати, Виктор Александрович Букреев, вскоре уйдя во вновь сформированные дорожно - строительные войска, станет коман

диром корпуса и дослужится до воинского звания генерал-лей-

тенанта. Сейчас он начальник из одного управлений в Минтрансе РФ. 

 Я, конечно, дал согласие. Европа всё-таки, почти заграница.  Начался новый этап моей службы. Семья осталась в  Новоалтайске, так как дочь заканчивала школу, близился выпускной и переезжать было не с руки. После окончания школы дочь поступила в Барнаульский медицинский институт. Вскоре они  приехали ко мне. В Вильнюсе нам всем нравилось. Думали остаться жить там, но грянули Вильнюсские события, Союз распадался. Офицеров перевели на казарменное положение. Разрешено было брать с собой табельное оружие на дом и во время движения по городу. Были случаи стрельбы по воротам управления бригады. Выходили и выезжали в гражданской одежде на автомобилях устанавливали гражданские номера. Руководством ЖДВ  было принято решение 29-ю бригаду передислоцировать в Подмосковье, а мне, с подачи Губанова В.(был комбригом1ждбр после Пинчук А.), была предложена должность преподавателя на военной кафедре в Ростовском железнодорожном институте. Губанов В. в то время возглавлял кафедру.  Я согласился. На первых порах, в организации проведения занятий и написании конспектов, мне здорово помогал Миронов В. (респект ему).

    В дальнейшем институт был переименован Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), мне присвоили звание подполковника. Жена приехала ко мне в Ростов в конце 1992 года, жили в комнате студенческого общежития, Люда работала медсестрой в спортивном комплексе института. Уволился я в запас в декабре 1994 года. Работал на военной кафедре инженером, потом перешел инженером на кафедру физики и преподавал лекции на военной кафедре и в лицее при университете. Дочь перевелась в Винницкий медицинский институт в 1991 г.

               В 2001 г в связи состоянием здоровья родителей жены вынуждены были переехать жить в Украину. Купили квартиру в Виннице, в которой в настоящее время проживает дочь с мужем и детьми, нашими внуками Максимом (10 лет) и Станиславом ( 2 года). Сами живем в родительском доме жены на Житомирщине в Чудновском  районе. Дом просторный, со всеми удобствами. Не работаем. На пенсии. Часто ездим в Винницу к дочери и внукам. Дома постоянно хожу на рыбалку, рядом река, пруды, сосновый и дубовый леса. Много грибов. Отвыкли от городской суеты и шума. Чистый воздух. Живи и радуйся! Дабы здоровье не подводило! Всех ветеранов 1 ЖДБР поздравляю с Юбилеем соединения.

 

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ