|
Кислородом обеспечивал всех Родом я из древнего и прекрасного г. Коростень, что расположился на крутых
скалистых берегах живописной реки Уж на Житомирщине. Отец
был офицером летных частей, мать - домохозяйкой. Всего нас было трое. Я старший, родился в январе 1948 года, брат
Юрий и сестра Лариса, которая умерла в двухлетнем возрасте. |
Беззаботное детство
оставило много ярких событий, но у кого их не было. В 1966 году окончив среднюю школу № 37, я поступил в Ленинградское
училище ВОСО. Годы учёбы вспоминаю с трепетом, там, юношеский максимализм
быстро выветрился из моей головы.
В 1969 году, по окончании УВОСО,
я получил распределение в 4-й ЖДК, и конкретно
на должность командира
экскаваторного взвода 6-го батальона механизации, который дислоцировался в городе
Омске.
Не успел я, как говорится,
затянуть портупею, как нашу роту
отправили на завершение строительства железной дороги Ивдель – Обь, где мы -
механизаторы, в течение года выполняли задачи по штатному предназначению. С
воодушевлением приняли приказ возвращаться в пункт постоянной дислокации (ППД).
Только смыли с себя дорожную пыль, как весь батальон в конце 1970 года перебросили
на строительство железной дороги Тюмень-Сургут. И вновь трасса, карьеры, ночные
смены, поломка и ремонт техники. Кругом болота, непролазный лес. В-общем хорошего мало, тоска. В ноябре 1970-го мне дали отпуск.
Знаете, как в самиздатовских народных стихах: «...вот задул январь холодный,
едет в отпуск Ванька-взводный. Вечно грязный, позже всех, в
отпуск едет зампотех». Отдыхая и отъедаясь на
маминых харчах, в один из вечеров, я познакомился с
девушкой Людмилой Гонишнюк, которая запала мне в
душу, мы полюбили друг друга и тут же женились. Из отпуска в часть, прямо на
трассу, мы возвращались вдвоём. Жили, как и многие офицеры, в вагончике на
колесах. Это был наш, так сказать, «дом», который по мере выполнения батальоном
производственных задач, раз в полгода переезжал на новое место. Зимой - холод, летом - комары и мошкара. На кровати
одевали полухи из марли от комаров, только так
можно было спастись от их въедливых укусов.
В конце 1972 года, вернувшись в Омск, мы получили
жилье в коммунальной квартире на три
семьи. Радости не было предела. У нас квартира...Там,
в 1974 году в марте месяце, родилась наша дочь, наше сокровище, Евгения. Забот
прибавилось, но, то были радостные дни по уходу и воспитанию малышки.
В январе 1973 года меня назначили на должность помощника начальника мобгруппы войсковой части № 44913. Это был технический
батальон, которым командовал Геворкян Р.В.
1974 год. Слово БАМ звучало по
радио как набат, как призыв к действию. Всенародная стройка, лозунги,
патриотизм, движение огромных масс народа на Дальний Восток. Вся огромная
страна была в движении. Пропаганда работала без сбоев и целенаправленно, сейчас
такого нет, одна реклама всякой никчемной всячины. В этом же году нам стало известно, что наша Омская ж.д. бригада
едет на строительство БАМа. Семья начала готовится к новому убытию, в
бессрочную командировку, которая продлится долгих одиннадцать
лет. По рекомендации комбата( спасибо ему), я пошел
учиться на кислородчика. Курсы проходили на заводе ЩЗКМ, который выпускал
кислородные станции АКДС-70М. После
окончания учебы я принял должность начальника кислородной станции. В её
состав входило 12 человек: я, 3
начальника смены, 1 сержант и 7 рядовых солдат.
В марте
1975 эшелон батальона пересёк полстраны и мы прибыли на ст. Ургал, а оттуда,
автоколоннами до посёлка Алонка. Посёлка, как
такового, ещё не было. Кругом небогатый лес, мари – болота и сопки, сопки. В
небе днём ярко светило солнце, звенела капель, а ночью морозец придавливал до –
25. Вот ты какой – БАМ, ну, что ж...здравствуй. Бойцы
срубили для моей семьи и прапорщика Кумпинь И.И.
домик. В нём мы и жили. Людмила работала начальником аптеки в
соседней в/ч 92867 (205 ждбм). Дочь в Алонке ходила в садик, затем в школу. Хочу отметить
профессиональную работу начальников смены АКДС прапорщиков Кумпинь
И.И, Сытникова А., Устимука
С., Василевского Виктора и Чернова Петра, а также многих офицеров и солдат
команды. Работали круглосуточно, так как режим работы станции постоянный в
течение 15 суток, потом обслуживание. Кислородом обеспечивали практически
половину военных и гражданских организаций БАМ на нашем участке. При
необходимости закачивали баллоны сжатым воздухом или азотом. Также заправляли и
медицинские кислородные баллоны для нужд медиков. По просьбе командиров частей
мне приходилось настраивать кислородные станции и в других местах БАМа. В те
часы, когда выдавалось свободное время или на праздники, которые отмечались с
размахом на природе или у кого-то на дому, мы в основном проводили с семьями Андросюк - Василием и Людмилой, а также Чупиными- Владимиром и Раисой,
изредка к нам присоединялось семейство Черниги. Командиром батальона, после ГеворкянаР.
стал Назаров Ю., затем Сорокин М. и Чупин В.
Замполитом был Фадеев В., зампотылу Чемеринский И. Бригадой командовал И.И.Романьков.
Служа на БАМ, я заочно окончил Хабаровский политехнический институт. Прибыл
сюда я старшим лейтенантом, уехал майором. Мы оба с женой были награждены
медалью «За строительство БАМа».
В конце 1985 года весь состав 1-й
железнодорожной бригады, которой командовал Букреев
В., был передислоцирован в город
Новоалтайск Алтайского края. Наша часть разместилась под Новоалтайском на
картофельном поле. Солдаты жили в палатках, семьи снимали квартиры у местных
жителей. Обстановка была жуткая. Выехали в мороз под – 40, а прибыли под -30,
плюс сильный ветер и так много снега, что я такого количества, таких завалов, в
жизни не встречал. Было очень трудно налаживать быт, разворачивать технику,
да и моральное состояние у офицеров было
не на уровне. Всем был обещан, если не рай, то нормальный жизненный уровень,
квартиры, работа жёнам. Короче, с БАМа нас вытолкали, наобещав с короб льгот. Резко
снизилась дисциплина, появились массовые самовольные оставления частей
солдатами и сержантами. Прислали нового комбрига – Пинчук А., сменили
руководство управления бригады. С Тынды прибыл полковник Потеряйло
А., на должность начПО, главным инженером стал Лисняк М.(впоследствии будем командиром 14 и 26 ждбр, начальником военной кафедры ДИИТа),
который прибыл из Февральска. Заместителем по общим
вопросам был назначен Миронов В.
(царство ему небесное), На должность начальника штаба прислали молодого,
энергичного и перспективного офицера Чайка В.(дослужится до должности командира
корпуса в дорожно-строительных войсках, станет генерал-лейтенантом, депутатом
Верховного Совета РФ трёх созывов). Появились проблески в жизни и работе, люди постепенно
стали оттаивать.
В августе 1986 года меня назначили на
должность начальника мобгруппы бригады. Вскоре мы
получили квартиру в г. Новоалтайске. Жена пере-
шла работать на должность фельдшера в управление
бригады, а дочь училась в Новоалтайской школе №10.
Жизнь, как говорят, стала входить в новое русло. Появилась уверенность в
завтрашнем дне и стабильность. В
1991 году, полковник Букреев В., служивший на то
время в ГУЖВ, предложил мне должность начальника мобгруппы
в управлении 29 Вильнюсской ж.д. бригады, в.ч. 33149 (кстати, Виктор Александрович Букреев, вскоре уйдя во вновь сформированные дорожно - строительные войска, станет коман диром
корпуса и дослужится до воинского звания генерал-лей- |
тенанта.
Сейчас он начальник из одного управлений в Минтрансе РФ.
Я, конечно, дал согласие. Европа всё-таки,
почти заграница. Начался новый этап моей
службы. Семья осталась в Новоалтайске,
так как дочь заканчивала школу, близился выпускной и
переезжать было не с руки. После окончания школы дочь поступила в Барнаульский
медицинский институт. Вскоре они приехали
ко мне. В Вильнюсе нам всем нравилось. Думали остаться жить там, но грянули
Вильнюсские события, Союз распадался. Офицеров перевели на казарменное
положение. Разрешено было брать с собой табельное оружие на дом и во время
движения по городу. Были случаи стрельбы по воротам управления бригады.
Выходили и выезжали в гражданской одежде на автомобилях устанавливали
гражданские номера. Руководством ЖДВ было
принято решение 29-ю бригаду передислоцировать в Подмосковье, а мне, с подачи
Губанова В.(был комбригом1ждбр после Пинчук А.), была предложена должность
преподавателя на военной кафедре в Ростовском железнодорожном институте.
Губанов В. в то время возглавлял кафедру. Я согласился. На первых порах, в организации
проведения занятий и написании конспектов, мне здорово
помогал Миронов В. (респект ему).
В дальнейшем институт был переименован
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), мне присвоили
звание подполковника. Жена приехала ко мне в Ростов в конце 1992 года, жили в
комнате студенческого общежития, Люда работала медсестрой в спортивном
комплексе института. Уволился я в запас в декабре 1994 года. Работал на военной
кафедре инженером, потом перешел инженером на кафедру физики и преподавал
лекции на военной кафедре и в лицее при университете. Дочь перевелась в
Винницкий медицинский институт в
В