ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ

В.М. Щебуняев

О нас без прикрас

   

    Первый эшелон 97-го опждб, где я тогда занимал должность заместителя командира технической роты по технической части, прибыл на станцию Ургал в ночь со 2-го на 3-е августа 1974 года. Батальон был придан 37-й ОЖДБР и располагался в районе посёлка Лиственный. Командиром был майор Князев Анатолий Владимирович. В сентябре 1976 года батальон был передан из состава 37-й ОЖДБР в состав 1-ой ождбр. И это было логично, поскольку в штатной структуре 1-ой ждбр бригады отсутствовал путевой батальон, а в Ургальской бригаде было аж целых два, причем   один двигался  с укладкой на Восток, а другой вёл укладку пути на Запад.

     В этом же году командиром батальона был назначен майор Анисимов Николай Васильевич. В своих воспоминаниях мне хочется остановиться на важной для жизнеобеспечения частей теме, которая всегда как бы оставался "за кадром". Это размещение, обустройство и содержание военных городков отдельных батальонов. Это не касается крупных гарнизонов таких как Ургал, Алонка, Февральск,  где дислоцировались одновременно штабы бригад и 4-5батальонов и функционировали энергопоезда, было единое водоснабжение и отопление, а отдельно стоящих батальонов, таких как 97 пждб на Этеркане, 28ждбм на Воспорухане и 21ждбм на Чабыгде.

   В этих гарнизонах от ритмичного и бесперебойного снабжение водой, электричетвом и теплом во многом зависел не только объем выполнения учебно-практических работ, но и жизнь как военнослужащих, так  и членов их семей. Нужно было своими силами построить котельные  необходимой мощности, уложить десятки километров теплотрассы, установить опоры линии электропередач и энероснабжающие узлы ПЭС ( передвижные электростанции). Все эти заботы лежали на плечах взводов ПРМА (передвижных ремонтных мастерских на автоходу). Глубина скважин водонапорных станций местами доходила до полукилометра и если энергоснабжение не подавалось, то сразу прекращалась подача воды, что в зимний период угрожало полным замораживанием скважины. А ее восстановление-это сложная технологическая операция. Особый аврал при отключении подачи электроэнергии начинался в котельных. Во-первых необходимо было не допустить взрыва котлов, затем начиналась борьба за живучесть теплотассы (температура воздуха обычно была в районе -50). Не редко возникали  случаи когда теплотрасса перемерзала. Поэтому все жизнеобеспечение частей в зимний период  зависело от работы электростанций. Как можно отразить то постоянное эмоциональное, физическое и нервное напряжение командира роты, который отвечал за содержание этих объектов. Надеяться можно было только на свои силы. Его величество мороз отводил время на восстановление не более 3-х, 4-х часов. В частях дислоцированных на Воспорухане и Чабыгде добавлялась ещё ежедневная доставка детей в школу на Алонку , Ургал и обратно. Так, что жизнь и служба на БАМе сама по себе уже наш общий подвиг и солдат, и офицеров и членов их семей. Что же касается непосредственно строительства БАМа, то на участках 1-й ождбр было немало очень сложных узких мест, требующих самоотверженности, знаний и профессионализма командования, офицеров и солдат. С благодарностью вспоминаю своего непосредственного начальника  полковника Назарова Юрия Ивановича-заместителя командира бригады по технической части. Это был профессионал высочайшего класса, грамотный, требовательный и вместе с тем чуткий отец-командир, уважающий своих подчинённых. Так же с благодарностью вспоминаю начальника ПО подполковника Айдынян В.Г. и сменившего его подполковника Черкасова А.А., которые проводили большую воспитательную  работу по сплочению воинских коллективов.

    С особым трепетом вспоминаю те объекты подразделения, которые представляли для нас в то время особую сложность, связанную как с технологичностью процессов, так и с одновременной увязкой всех исполнителей. Одним из таких объектов был передвижной дробильно-сортировочный  комплекс (ПДСк) на разъезде Бурея - в то время единственный на восточном участке БАМа и рассчитанный на производство щебня разной фракции объемом до 100тм куб в год при размере  наибольшего куска породы до 500 мм и состоящий из нескольких отдельных дробильных, сортировочных и вспомогательных агрегатов, выполняющих отдельные операции и соединенных в единую технологическую цепочку ленточными транспортерами.  Эта установка выпускала две фракции щебня (5-20 и 20-40 мм) и отсевы дробления (0-5 мм).  Щебень широко применялся для балластировки призмы ВСП. 21 ждбм проводил в 2-х км буровзрывные работы в каменном карьере  завозил и загружал породу своими а/самосвалами в приемный бункер дробилки. Всегда было очень сложно синхронизировать процесс переработки породы, поскольку случалось самосвальный комплекс завозил породу быстрее, чем дробильные агрегаты были способны ее переработать. Готовую же фракцию загружали в хоппер-дозаторы и отправляли на балластировку пути, причем производительность  хоппера значительно превышала технические возможности ПДСУ. Поэтому график дробления  был очень жёстким, сводка уходила ежедневно в Москву.

  Главный инженер корпуса полковник Неселовский дер-жал процесс переработки породы и ее дробление под постоянным контролем, неод-нократно приезжал лично, требовал, просил и приказывал увеличить выработку. Но гра-нит из каменного карьера был по прочности  7-9 категории из-за чего  постоянно выходили из строя как дробилки, так и грохо

 ты, рвались ленточные транспортеры. А поскольку подобные комплексы были редкостью для ЖДВ, остро ощущалась нехватка запасных частей. В таких случаях приходилось применять всю инженерно-техническую и солдатскую смекалку для  восстановления оборудования.

      До сих пор с благодарностью вспоминаю военнослужащих, которые мастерски выполняли поставленные задачи на ПДСУ.  Это млержант Чеботарёв Владимир, ефрейторы Орехов Николай,Голубев Владимир, рядовые Муравский, Поспелов, Путилин. Ксилийчук Василий.

   Этот объект был гораздо сложнее и в инженерно-техническом и технологическом плане, чем отсыпка насыпи и укладка ВСП. Да и спрос от вышестоящего командования был  серьезный и за самоотверженный труд в основном получали лишь взыскания.

     Хотелось бы остановиться и на других сложных объектах. Так, практически все мосты, которые были построены нашей мостовой ротой то уникальные сооружения. Не зря припев известной песни о ветеранах великой отечественной перефразировали по своему: «Мостовики наденьте ордена!". Сложными объектами были: Прижим на Чабыгде (940км), «мокрая выемка» на границе Хабаровского края и Амурской области (811км), вымки на Левой и Правой Ульме, выемка более 1 млн куб.м на Тангомене (Туранский хребет).

    Одним из самых трудных периодов для частей соединения несомненно была зима 1982-1983годов. Зима выдалась очень снежной и морозной. Части соединения закончили объекты в районе Янсая, л/с убыл на боевую подготовку. Технарям и тыловикам была поставлена задача на передислокацию полевых городков и техники дальше в голову в район Меун(598км), Меунчик(615км),  а это уже далеко за Февральск  через реку Селемжу и от родной Алонки более, чем за 300 км. Каждому батальону был нарезан  свой участок.

     Задача для частей обычная и привычная, если-бы не одно "но"!!! Наши "доблестные " снабженцы «перепутали» свои графики и поставили корпусу в зимний период летнее дизтопливо. Естественно солярка на морозе превратилась в такую же консистенцию как и солидол и вся дизельная техника замерла. А керосина для разбавления летнего топлива поставить не удосужились. И вот что бы преодолеть разгильдяйство и безответственность одних, как всегда это бывает, пришлось совершать подвиг другим. Поступила жёсткая команда !!! Всем зампотехам бригад и батальонов во главе с зампотехом корпуса полковником Недорчук Борисом Лаврентьевичем не убывать с трассы до тех пор, пока вся техника не будет передислоцирована в голову на новые объекты работ. И началась эпопея длиной в три месяца. Представъте себе, как загрузить мёртвый замороженный негабаритный экскаватор на трал «Урагана»? Его то и в рабочем состоянии грузить было не просто. Однако и эту сложнейшую задачу выполнили, технику передислоцировали, реанимировали, привели в рабочее состояние. Казалось бы пора на побывку домой, ведь три месяца на трассе включая новый год.  Но поступает новая команда, пока л/с занимается боевой подготовкой до конца учебного периода забуриться, взорвать и начать отсыпку земляного полотна. И эту задачу выполнили!!! В этот период я уже проходил службу в 28ждбм заместителем командира по технической части. Командиром батальона в тот период был майор Морозов Михаил Емельянович, сменивший легендарного подполковника Лазариди Михаила Николаевича. Практически во всех частях соединения была аналогичная ситуация. Хочу особо отметить, что выручка и взаимопомощь между батальонами была высочайшая. Иначе и быть не могло!

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД НА САЙТ