В.М. Щебуняев
О нас без прикрас
Первый эшелон 97-го опждб,
где я тогда занимал должность заместителя командира технической роты по
технической части, прибыл на станцию Ургал в ночь со 2-го на 3-е августа 1974
года. Батальон был придан 37-й ОЖДБР и располагался в районе посёлка
Лиственный. Командиром был майор Князев Анатолий Владимирович. В сентябре 1976
года батальон был передан из состава 37-й ОЖДБР в состав 1-ой ождбр. И это было логично, поскольку в штатной структуре 1-ой
ждбр бригады отсутствовал путевой батальон, а в Ургальской бригаде было аж целых
два, причем один двигался с укладкой на Восток, а другой вёл укладку пути
на Запад.
В этом же году командиром батальона был
назначен майор Анисимов Николай Васильевич. В своих воспоминаниях мне хочется остановиться
на важной для жизнеобеспечения частей теме, которая всегда как бы оставался
"за кадром". Это размещение, обустройство и содержание военных
городков отдельных батальонов. Это не касается крупных гарнизонов
таких как Ургал, Алонка, Февральск,
где дислоцировались одновременно штабы
бригад и 4-5батальонов и функционировали энергопоезда, было единое
водоснабжение и отопление, а отдельно стоящих батальонов, таких как 97 пждб на Этеркане, 28ждбм на Воспорухане и 21ждбм на Чабыгде.
В этих гарнизонах от ритмичного и
бесперебойного снабжение водой, электричетвом и
теплом во многом зависел не только объем выполнения учебно-практических работ,
но и жизнь как военнослужащих, так и членов их семей. Нужно было своими силами
построить котельные необходимой
мощности, уложить десятки километров теплотрассы, установить опоры линии
электропередач и энероснабжающие узлы ПЭС ( передвижные электростанции). Все эти заботы лежали на
плечах взводов ПРМА (передвижных ремонтных мастерских на автоходу).
Глубина скважин водонапорных станций местами доходила до
полукилометра и если энергоснабжение не подавалось, то сразу прекращалась
подача воды, что в зимний период угрожало полным замораживанием скважины. А ее
восстановление-это сложная технологическая операция. Особый аврал при
отключении подачи электроэнергии начинался в котельных. Во-первых
необходимо было не допустить взрыва котлов, затем начиналась борьба за
живучесть теплотассы (температура воздуха обычно была
в районе -50). Не редко возникали случаи когда теплотрасса перемерзала. Поэтому все
жизнеобеспечение частей в зимний период зависело от работы электростанций. Как можно
отразить то постоянное эмоциональное, физическое и нервное напряжение командира
роты, который отвечал за содержание этих объектов. Надеяться можно было только
на свои силы. Его величество мороз отводил время на восстановление не более
3-х, 4-х часов. В частях дислоцированных на Воспорухане
и Чабыгде добавлялась ещё ежедневная доставка детей в
школу на Алонку , Ургал и
обратно. Так, что жизнь и служба на БАМе сама по себе уже наш общий подвиг и
солдат, и офицеров и членов их семей. Что же касается непосредственно
строительства БАМа, то на участках 1-й ождбр было
немало очень сложных узких мест, требующих самоотверженности, знаний и
профессионализма командования, офицеров и солдат. С благодарностью вспоминаю
своего непосредственного начальника полковника Назарова Юрия Ивановича-заместителя командира бригады
по технической части. Это был профессионал высочайшего класса, грамотный,
требовательный и вместе с тем чуткий отец-командир, уважающий своих
подчинённых. Так же с благодарностью вспоминаю начальника ПО подполковника Айдынян В.Г. и сменившего его подполковника Черкасова А.А.,
которые проводили большую воспитательную работу по сплочению воинских коллективов.
С
особым трепетом вспоминаю те объекты подразделения, которые представляли для
нас в то время особую сложность, связанную как с технологичностью процессов,
так и с одновременной увязкой всех исполнителей. Одним из
таких объектов был передвижной дробильно-сортировочный комплекс (ПДСк) на
разъезде Бурея - в то время единственный на восточном участке БАМа и
рассчитанный на производство щебня разной фракции объемом до 100тм куб в год
при размере наибольшего куска породы до
500 мм и состоящий из нескольких отдельных дробильных, сортировочных и
вспомогательных агрегатов, выполняющих отдельные операции и соединенных в
единую технологическую цепочку ленточными транспортерами. Эта установка выпускала две фракции щебня
(5-20 и 20-40 мм) и отсевы дробления (0-5 мм). Щебень широко применялся для балластировки
призмы ВСП. 21 ждбм проводил в 2-х км буровзрывные
работы в каменном карьере завозил и загружал
породу своими а/самосвалами в приемный бункер дробилки.
Всегда было очень сложно синхронизировать процесс переработки породы, поскольку
случалось самосвальный комплекс завозил породу быстрее,
чем дробильные агрегаты были способны ее переработать. Готовую же фракцию загружали
в хоппер-дозаторы и отправляли на балластировку пути,
причем производительность хоппера значительно
превышала технические возможности ПДСУ. Поэтому график дробления был очень жёстким, сводка уходила ежедневно в
Москву.
|
Главный инженер корпуса полковник Неселовский
дер-жал процесс переработки породы и ее дробление под
постоянным контролем, неод-нократно приезжал лично,
требовал, просил и приказывал увеличить выработку. Но гра-нит
из каменного карьера был по прочности
7-9 категории из-за чего
постоянно выходили из строя как дробилки, так
и грохо |
ты, рвались ленточные транспортеры. А
поскольку подобные комплексы были редкостью для ЖДВ, остро ощущалась нехватка
запасных частей. В таких случаях приходилось применять всю
инженерно-техническую и солдатскую смекалку для восстановления оборудования.
До сих пор с благодарностью вспоминаю
военнослужащих, которые мастерски выполняли поставленные задачи на ПДСУ. Это мл.сержант
Чеботарёв Владимир, ефрейторы Орехов Николай,Голубев
Владимир, рядовые Муравский, Поспелов, Путилин. Ксилийчук Василий.
Этот объект был гораздо сложнее и в
инженерно-техническом и технологическом плане, чем отсыпка насыпи и укладка
ВСП. Да и спрос от вышестоящего командования был серьезный и за самоотверженный труд в основном
получали лишь взыскания.
Хотелось бы остановиться и на других
сложных объектах. Так, практически все мосты, которые были построены нашей
мостовой ротой -это уникальные сооружения. Не зря припев
известной песни о ветеранах великой отечественной перефразировали по своему: «Мостовики наденьте ордена!". Сложными объектами
были: Прижим на Чабыгде (940км), «мокрая выемка» на границе
Хабаровского края и Амурской области (811км), вымки
на Левой и Правой Ульме, выемка более 1 млн куб.м на Тангомене (Туранский хребет).
Одним из самых трудных периодов для частей соединения несомненно была зима 1982-1983годов. Зима
выдалась очень снежной и морозной. Части соединения закончили объекты в районе Янсая, л/с убыл на боевую
подготовку. Технарям и тыловикам была поставлена задача на передислокацию
полевых городков и техники дальше в голову в район Меун(598км),
Меунчик(615км),
а это уже далеко за Февральск через реку Селемжу и
от родной Алонки более, чем
за 300 км. Каждому батальону был нарезан свой участок.
Задача для частей обычная и привычная,
если-бы не одно "но"!!! Наши "доблестные " снабженцы «перепутали»
свои графики и поставили корпусу в зимний период летнее дизтопливо. Естественно
солярка на морозе превратилась в такую же консистенцию
как и солидол и вся дизельная техника замерла. А керосина для разбавления
летнего топлива поставить не удосужились. И вот что бы преодолеть разгильдяйство и безответственность одних, как всегда это
бывает, пришлось совершать подвиг другим. Поступила жёсткая команда !!! Всем зампотехам бригад и
батальонов во главе с зампотехом корпуса полковником Недорчук Борисом Лаврентьевичем не убывать с трассы до тех
пор, пока вся техника не будет передислоцирована в голову на новые объекты
работ. И началась эпопея длиной в три месяца. Представъте
себе, как загрузить мёртвый замороженный негабаритный экскаватор на трал «Урагана»?
Его то и в рабочем состоянии грузить было не просто. Однако и эту сложнейшую
задачу выполнили, технику передислоцировали, реанимировали, привели в рабочее
состояние. Казалось бы пора на побывку домой, ведь три
месяца на трассе включая новый год. Но
поступает новая команда, пока л/с занимается боевой
подготовкой до конца учебного периода забуриться, взорвать и начать отсыпку земляного
полотна. И эту задачу выполнили!!! В этот период я уже проходил службу в 28ждбм
заместителем командира по технической части. Командиром батальона в тот период был
майор Морозов Михаил Емельянович, сменивший
легендарного подполковника Лазариди Михаила Николаевича.
Практически во всех частях соединения была аналогичная ситуация. Хочу особо отметить,
что выручка и взаимопомощь между батальонами была высочайшая. Иначе и быть не
могло!